Побывать в этих местах я хотела давно, причем точно не знала, что хочу там увидеть, но все равно хотела. Когда Жанча сказала, что есть возможность поехать в Пятигорск, я сразу согласилась. На работе меня отпустили без проблем. И вот снова такое знакомое и любимое ощущение предстоящего путешествия. Ехать нам предстояло на машине и жить в общежитии, так что затраты были минимальными. Итак, старт у нас по плану в 9-00 12 февраля. Ну, как это бывает обычно, выехали мы в 10-35. Я приехала к месту Жанчиной работы в 9 утра и потом просто бродила по окрестностям, а последние полчаса мы сидели в машине и ждали пока все соберутся. Ехало нас 5 человек с водителем. Машину трудно описать. Больше легковой, меньше Газели. Мы с Жанчей и Женя ехали сзади, а их начальница впереди. Вообще люди все доброжелательные, только водитель несколько угрюм, но и он под конец поездки оттаял.

По дороге играли в преферанс, я даже выиграла, а Жене не везло. Мне так фартило с картами, что я подумала, что дома что-то не так, но телефон молчал, хотя мы еще не выехали из зоны действия сети. Так что я особо не переживала. В Пятигорск приехали около пяти вечера, то есть дорога заняла 6 часов. В принципе так и рассчитывали. Так как двое из пяти были геодезистами, было интересно слушать их комментарии по поводу мест, мимо которых мы проезжали, они видели то, на что я не обращала внимания. Их разговор изобиловал профессиональной лексикой, и понимала я его с трудом. Но по всей видимости, целью этой поездки было выяснить как делать цветоделение на десяти тысячах, у них получалось на двадцати пяти, а на десяти что-то не шло. Что это значит я не понимала, а спросить не решалась. Может это такие прописные истины, что они бы и не стали объяснять. Так что я старалась помалкивать.

По приезду в общежитие, у нас взяли паспорта, записали их данные и вернули. Мы поднялись в свою комнату. Обычное общежитие. Три кровати, стол, стул, шкаф, раковина. Туалет был на этаже. В общем, сносно. Как выяснилось позднее, в этой комнате нам предстояло ночевать впятером, потому что с другой группой приехало больше людей, чем ожидалось. Женю мы разместили на раскладушке, а Саше было просто негде спать. Тогда я предложила, чтобы мы с Жанчей легли на одной кровати. Вечером мы сходили на рынок за едой, поели и стали смотреть кино на компьютере, который привезли с собой. Первый фильм был просто дурацкий, видимо поэтому после него я сразу уснула и второй фильм не смотрела.

Утром встали рано. Позавтракали и поехали в их контору, там я с ними рассталась, они пошли работать, а я начала забег по городу. Для начала я пошла на вокзал для того, чтобы выяснить совпадает ли мое расписание электричек, которое я вытянула из Интернета, с фактическим. Почти совпало. Я думала, что если до обеда управлюсь с Пятигорском, то Пятигорск, вид сверху, вдалеке скульптура орла после обеда будет время на Кисловодск. На вокзале сразу купила карту города. Список достопримечательностей у меня был, я выписала их из Интернета. Стала отыскивать их на карте. Так как было довольно рано и холодно, то людей на улице почти не было. Я решила начать с Краеведческого музея, но пока искала его, увидела выше на горе красивую беседку и решила подняться туда. Наверное, в ясную погоду из нее открывается отличный вид, но в этот день был туман, поэтому видно было не много что. Но все равно здорово, кругом снег, тишина и никого. Правда, дома меня Андрюша напугал всякими ужасами про местных, так что я, долго не задерживаясь, стала спускаться к более обитаемым местам. По дороге видела скульптуру орла. Как оказалось, это символ Пятигорска.

Спустившись снова на проспект Кирова в районе его пересечения с улицей братьев Бернадаци, я нашла Место дуэли Лермонтова краеведческий музей, зашла в него, там уборщица сказала мне, что еще рано и надо прийти после десяти. Тогда я сделала попытку попасть в музей Лермонтова, который находится неподалеку, но и там было закрыто, тогда я направилась в Академическую галерею, там должны были быть источники. Людей вокруг почти не было, по пути попалась бригада женщин-чистильщиков снега во главе с бригадиром мужчиной, который спросил меня, замужем ли я. Ответила отрицательно. Он что-то говорил вслед мне, но я не поняла. В галерее нашла единственный источник, от которого очень сильно воняло. Пить такую воду я не стала.

Из Галереи надо было идти или к беседке Эолова арфа или к Провалу, но для этого надо было пройти через лес (может летом это похоже на парк, но сейчас все было в снегу и людей вокруг не было совсем), я струсила и пошла обратно. Время было уже одиннадцатый час, и я решила все-таки попасть в Краеведческий музей. Но когда я зашла внутрь, мне сказали, что экспозиция уехала, и музей не работает, но обнадежили тем, что в Лермонтовский музей я все-таки попаду. Так и получилось. Купив билет за 30 рублей и пару брошюрок, я с огромным удовольствием побродила по музею. В нем три домика, в Беседка-ротонда Эолова арфа каждом экспозиция. Так как я была в музее единственным посетителем, то его сотрудники с удовольствием отвечали на мои вопросы и рассказали мне много интересного. Я была просто в восторге от увиденного и как будто прониклась атмосферой того времени. В последнем домике сотрудница музея рассказала мне про остальные Лермонтовские места в Пятигорске и несколько развеяла мои опасения, сказав, что дорога на Провал безопасна. Перед тем как уйти из этого места, я зашла на еще одну выставку костюмов. Там мне понравилось гораздо меньше, а экскурсовод ходила за мной молча, видимо следя чтобы я не стащила чего. При выходе она спросила меня: «Ну что, впечатляет?». Я ответила, что мне понравилось, но ее, похоже, такой ответ не устроил.

Времени было уже начало первого, а мы условились с Жанчей, что в 12 встретимся возле ее работы и пойдем вместе обедать, но из-за того, что я задержалась в музее, к назначенному месту прискакала с опозданием в полчаса. Естественно, никого не было. В музее мне рассказали как доехать к месту дуэли Лермонтова. Я решила ехать туда, но для начала дошла до вокзала. Там еще раз уточнила на чем мне надо ехать. От вокзала шел трамвай №2, но к этому месту можно Провал, вид сверху попасть и на трамвае №4. (А трамваи в Пятигорске узкоколейные). Ехать надо до конечной остановки, которая называется Лермонтовский разъезд. Оттуда, смотря в карту и изредка спрашивая дорогу, я дошла до места дуэли. Идти пришлось опять через лес, красиво, но страшновато. На месте дуэли стоит памятник, а рядом с ним стоял фотограф, не знаю, кого он там собирался снимать, ни одного человека вокруг. Я попросила его снять меня на мой фотоаппарат за бесплатно, он согласился.

Обратно шла быстро, потому что спускалась вниз. Опять на трамвае доехала до проспекта Кирова, и пошла искать грот Дианы, мимо которого проскочила в первый раз, когда утром спускалась от беседки. Заснять меня на фоне грота попросила милиционера, который дежурил неподалеку. Грот знаменит тем, что на площадке перед ним проводился бал, в котором участвовал Лермонтов за неделю до дуэли, да и вообще часто в нем бывал.

После грота решила подняться ближе к орлу, но уже почти возле орла встретила знакомую бригаду чистильщиков, бригадир опять спросил меня, замужем ли я. На этот раз ответила утвердительно. Что-то не внушили они мне доверия, и я решила оттуда поскорее смотаться. Собралась с духом и пошла на Провал. Дорога действительно оказалась неопасной, лес, который меня испугал в первый раз, вскоре кончился, по обеим сторонам дороги пошли санатории, и людей стало больше. Путь мой от Галереи до Провала занял примерно полчаса. Провал, конечно, впечатляет. К нему пробит горизонтальный ход длиной 60 метров. Поражает ярко-голубой цвет воды, который объясняется ее составом и живущими в ней Вход в Провал бактериями. От воды поднимается пар, потому что ее температура 40 градусов. Запах ее не очень приятный. Хотела пойти посмотреть на Провал сверху, но меня в очередной раз напугали, сказав, что там грабят курортников. У Провала я села на маршрутку №1, которая за 15 минут и 4,5 рубля довезла меня до вокзала и в 16-00 я уже была возле Жанчиной работы. На мое счастье, Саша сидел в машине, и мне не пришлось час стоять на улице. После всей этой беготни ноги у меня просто гудели, и я рада была посидеть немного. В 17-00 вышла Жанча и сказала, что они задержатся, что-то у них там не получалось, настроение у нее было не очень. Мы с Сашей поехали в общежитие, перекусили и стали ждать наших работяг. Выяснилось, что эту ночь мы будем спать нормально, для мужчин освободилась комната. Вечером я всем рассказывала про свои приключения за день.

Утром опять приехали к работе, так как времени было мало, то в Кисловодск я не поехала, да и Саша изъявил желание погулять по городу со мной и я решила сходить к Эоловой арфе, до которой вчера идти побоялась. Опять дошли до Галереи и от нее налево по ступенькам поднялись к беседке, на крыше которой стоит эта каменная арфа. Когда дует ветер она поет, но мы ничего не слышали, потому что ветра не было и арфа вся была в снегу. Но зато видели гору Бештау, в честь которой назван Пятигорск ( в переводе с тюркского ее название означает пять гор, у этой горы 5 вершин), да и город был виден лучше, потому что погода была ясная, но Эльбрус все равно не хотел нам показываться. Спустившись вниз, решили идти Вид с горы Машук на гору Бештау к Провалу, я все-таки надеялась посмотреть на него сверху. Залезли наверх по снегу, я намочила перчатки, зато добилась своего. Грабителей не встретили. Пошли обратно к машине. Потом Жанчу отпустили и мы с ней пошли… Куда? Конечно же к Провалу. Проделав этот путь третий раз за 2 дня я устала не особо, но обратно все-таки поехали на маршрутке, потому что хотели еще попасть на канатку. Билет на нее стоил 60 рублей, причем в отличие от Домбая, надо было платить как за подъем, так и за спуск по 30 рублей. Правда, у кассы мы встретили ребят с санками, они брали билет в 1 конец. Доехали до вершины Машука, снова посмотрели на город и на Бештау, спустились и погнали к месту встречи, потом обычные сборы и в 16-00 выехали в направлении Краснодара. Обратный путь занял также 6 часов. Довезли нас до места работы, а оттуда я доехала домой на такси за 20 минут и 70 рублей.

Вместо заключения: поездка получилась отличная, посмотрела все что хотела, получила огромное удовольствие. Для тех, кто соберется в Пятигорск, главное – иметь карту, по ней все найти очень просто и за 1 день реально все посмотреть. Для тех, кто планирует ехать на машине: дорога до Пятигорска хорошая, а в самом городе просто ужасная, гораздо хуже чем в Краснодаре.