Новости
POPULAR.RU Regional Banner Network. POPULAR.RU

Туризм и Отдых Турция Египет Испания Туризм Турция Египет Испания KavkazWeb

Отпуск с веслом Закат на Шотозере

В это трудно поверить, но в этом году летний отпуск мы решили провести вдали от цивилизации. Куда-то уехать в отпуск – это для нас дело обычное, но чтобы настолько: без телефонов, без телевизора, даже без электричества, спать в палатках, еда на костре, туалет за деревцем, можно продолжать долго. Итак, подробности такого нетипичного отдыха. Сразу оговорюсь, чем больше проходит времени после возвращения, тем больше и больше мне нравится наша поездка. Какие-то бытовые неудобства забываются, и в сухом остатке получаем прекрасный отдых для мозгов, заряд бодрости и просто хорошо проведенное время, а если еще и не наступать на некоторые грабли и кое-что скорректировать в организации поездки, то хоть снова в Карелию. Река Шуя, спокойная и размеренная

Обо всем по порядку. На туристической выставке мы увидели фирму, которая организует поездки в Карелию, до этого мы даже не рассматривали такой вариант отдыха, что-то слышали, что в Карелии красиво, что там сплавляются на лодках, но подробностей не знали. Так получилось, что заграница в этом году была нам не по карману, и мы решили провести отпуск в России. Тут-то и вспомнили про выставку и начали разведку про Карелию. Полазив по Интернету, и почитав отзывы туристов, мы остановились на фирме Стелла, все ее хвалили. Сама фирма из Петрозаводска. Купили у них путевку, половину стоимости оплатили по безналу, а вторую половину отдали уже по приезду на вокзал. Недельная поездка стоила 5500 рублей с человека и включала в себя питание, аренду снаряжения и услуги инструкторов, которые, кроме общего руководства и функции проводников, еще и готовили еду. Кое-какие личные вещи, конечно, нужно с собой взять, их список есть на сайте компании, но спальники, палатки и все водные причендалы фирма выдавала. Настя с веслом Саша с веслом

Тур наш назывался «Знакомство с Карелией. Сплав по реке Шуя» Никакой специальной подготовки не требовалось. Кроме того, было указано, что грести нужно только в порогах, на спокойной воде работает мотор. Прочитав программу, расписанную по дням, и найдя в ней не больше пяти порогов, я поняла, что грести особо не придется. Как же я была далека от реальности!!! Закупив одежку и обувь, которой нам не хватало по списку, запасясь репеллентами, коньяком и другими лекарствами, мы были готовы к поездке. Я больше всего боялась намокнуть и заболеть. С ужасом представляла себе мокрую одежду, спальник и себя с температурой. Хорошо, что этим опасениям не суждено было сбыться. Самое начало похода. Сямозеро

Фирменный поезд Карелия за 850 рублей (плацкарт) и 14 часов домчал нас до Петрозаводска. Поездка запомнилась двумя итальянцами, которые тоже ехали плацкартом, причем у них были 2 верхних боковых места и они были слегка в шоке от происходящего, но гостеприимные россияне пригласили их к своему столу, там при помощи водки (или других напитков) языковая проблема была решена, и итальянцев положили на более приемлемые места.

День первый. Встреча. Небо отражается в воде, мой любимый пейзаж

Утром мы приехали на вокзал в Петрозаводске, в густом тумане нашли встречающую сторону. Нам представили нашего инструктора, ту часть группы, которая ехала с нами в одном поезде, мы заплатили 2-ю часть за путевки, сдали цивильные вещи и обратные билеты в камеру хранения, погрузились в Газель и отправились к месту начала маршрута. По дороге заехали в местный супермаркет, где некоторые члены группы купили недостающие вещи для похода. Некоторые люди покупали продукты, спиртное, коврики для сидения, а одна девушка хотела купить куртку. Что сразу бросается в глаза, это необычные названия населенных пунктов и множество дощатых домиков, скорее бараков. Ну и, конечно, дома выше 9 этажей – это редкость. Группа наша состояла из 11 человек, из них 4 мужчины и 7 женщин. Средний возраст примерно 25 лет, хотя, я паспорта не проверяла, может и ошиблась с возрастом некоторых. Саша накачивает рафт

Прибыв на место, познакомились с нашим вторым инструктором. Небольшой перекус, перепаковка вещей в гермомешки, накачка рафтов, загрузка их, и, наконец, мы отправляемся в плавание. Группа относительно небольшая, поэтому в рафтах (их 2) сидим свободно. Мы с Сашей едем на более тяжелом. Он потому что мужчина, а я как жена декабриста последовала за мужем. Я же все жду инструктажа. По запросу его проводят. Инструктаж несложен: не пить, не курить (нарушается постоянно, в том числе возле канистры с бензином), по рафту не бегать (особо там не развернешься и так). Выдали всем по веслу и мы погребли. Еще с берега заприметили мостик, который, как нам показалось, держался на честном слове. «Наверное заброшен и по нему давно никто не ездит», - подумали мы. Каково же было наше удивление, когда по этому мостику прошел железнодорожный состав. Мы все гребем, руки устали, особенно с непривычки, вода вроде спокойная, но мотор пока не включаем, видимо, чего-то ждем. По берегам сосны и березы. Красивый пейзаж, но несколько однообразный, погода пасмурная. Включили мотор, руки отдыхают. На берегу Шуи

Но отдых был недолгим. Есть в реке такие чудные места, называются шеверы, это когда как-будто камней кто-то в речку накидал. Связывают это с прохождением ледника. В общем, это такие полосы камней разной высоты. В период большой воды (май-июнь) они почти полностью покрыты водой и рафт проходит над ними, может слегка касаясь. Мы же, конечно, выбрали самое неудачное время для сплава – конец августа. Воды очень мало и почти на всех шиверах рафт плотно встает на камни. Мужчины выпрыгивают в воду и руками стаскивают его. Такие мероприятия, конечно же, заранее не указаны в рекламных проспектах и являются приятным сюрпризом поездки. Вода далека от понятия теплая. Наверное, когда мужчин Березы и сосны по берегам Шуи хотя бы 70% от числа участников, то им можно как-то чередоваться, в нашем же случае они все «купались» каждый день. Девушки в воду не прыгали совсем, только инструктор. Но когда рафт проходит шиверу, нужно грести очень сильно, чтобы некоторые небольшие камни он проскальзывал за счет скорости и своей массы, поэтому нагрузки тоже хватало. К концу дня мы доплыли до порога Сизовский, который тоже сходу пройти не смогли, встали где-то посредине, но на берегу стояли другие туристы, которые с радостью были готовы нам помочь ..… советом. Я и в спокойной обстановке с трудом переношу, когда мне дают советы под руку, а тут когда муж в холодной воде по пояс пытается сдвинуть рафт с камня, мы гребем и пытаемся оттолкнуться от дна, а эти умники с берега кричат как лучше сделать. Хотелось выйти из лодки и дать им веслом по башке. Но в итоге порог мы прошли и сразу стали на стоянку. Так закончился первый день нашего похода. Пытаюсь толкать рафт

День второй. День несунов.

Спали мы неплохо. Не сказать, чтобы очень комфортно, но по крайней мере не было ни тесно ни холодно. Палатка у нас была четырехместная и именно столько людей в ней и спало. Выходим в 11-20 утра. Сегодня мотор используется чаще и поэтому мы не сильно устаем. Пару шивер и порог проходим не замочив ног. Начинается дождик, но у нас есть тент, которым накрываются рафты и мы не мокнем. Дождь несильный. На берегу реки вижу медведя, который скрывается в лесу при нашем приближении. Теперь в туалет по ночам надо ходить аккуратнее.

Сегодня у нас запланированы 2 обноса: Игнойльской ГЭС и порога Кеняйкоски. Обнос – это когда все выходят из рафта, перетаскивают вещи на необходимое расстояние и потом перетаскивают рафт, который, как оказалось, удобнее всего нести на голове. Конечно, когда в группе в основном мужчины, обнос особого труда не представляет, в нашем же случае я в полной мере оценила что такое перетаскивать рафт на дальние дистанции. Но в итоге ГЭС и порог обнесены, вещи Наш рафт в одном из порогов снова погружены в рафт и мы плывем до следующей стоянки. Вечером некоторые купаются в реке, нам вода пока кажется холодной и желание помыться слабее страха заболеть.. Надо сделать отступление про стоянки. Все организованные группы останавливаются на одних и тех же местах, где есть кострище и столик или бревна для сидения. Организованных туалетов там, понятное дело, нет и поэтому лес вокруг очень сильно загажен. Если представить, что 3 раза в неделю на протяжении 3-х месяцев там останавливается группа, в которой минимум 10 человек, а бывает и 25, то можно себе представить в каком состоянии лес вокруг стоянки в конце августа. Но если отойти немного подальше, то в лесу столько черники и брусники!!! Я с куста последний раз ела эти ягоды лет 20 назад.

День третий. День мотора.

С утра плывем по речке на моторе, довольно прохладно и пасмурно, дождь может начаться в Кого-то пытается остановить любую минуту и поэтому тенты лежат развернутые. Проплываем мимо маленьких деревень. Домики как в фильме Любовь и Голуби, каждый имеет выход к воде, почти у каждого стоит лодка и сидит женщина, которая чистит рыбу. Рыбы там действительно много, вот бы порыбачить, но некогда. Сегодня у нас небольшое перетаскивание рафта через низенький мостик, с которым мужчины справляются самостоятельно. И небольшой кусочек цивилизации в виде магазина. Нам как-то и не нужно ничего. Кормят очень разнообразно, даже конфетки на перекус в лодке раздают, к питанию вообще никаких нареканий, согревающее у нас еще не кончилось. Но идем и для баловства покупаем кефир и мороженное «в тайге мороженное нам не подадут». Возникает проблема с туалетом, инструктора предупреждают: надо сходить заранее, впереди длинный переход без остановок. Находим один, но его окружили коровы. Саша героически прочищает мне путь и дело сделано. Небольшой перекус, местные собаки, которые встречают каждую группу и ревниво оберегают нас от местного-попрошайки-алкоголика. Эх, красота вокруг!!!

Наконец мы плывем дальше. Почти сразу выходим в Шотозеро. Я его по окончании заплыва назвала Лонгозером. Плывем мы по нему 3 часа. В туалет действительно не сходишь, пересекаем его по диаметру, берегов не видно, волна захлестывает, страшно представить что будет если рафт перевернется и мы окажемся в холодной воде. До берега точно никто не доплывет, плюс еще волна начинает меня укачивать, в общем, когда мы пристали к берегу я была рада несказанно. Место нашего ночлега и последующего дня было очень красивое. Песчаный бережок, речка, тишина и красота. И даже солнышко вышло для полного счастья. Воодушевленная такой красотой, я решила занырнуть в речку. Если быстро забежать, в воде попрыгать и выбежать, то вода в принципе терпимая. На одной из стоянок

Переход через озеро не прошел бесследно для всех. У одной девушки волна, которая захлестывала в рафт, попала в мешок и вещи, в том числе документы, промокли насквозь. Вот так бывает, когда не закроешь плотно гермомешок. Так как завтра нам предстояло весь день провести на одном месте, то вечером можно было никуда не спешить и лечь спать попозже. Я даже решила посидеть у костра. Играли в крокодила. Разошлись спать уже после полуночи.

День четвертый. День бездельника.

Сегодня у нас дневка, то есть весь день стоим на одном месте и никуда не плывем. Мы с Сразу видно: светлая голова Сашкой решаем воспользоваться ситуацией и искупаться, то есть помыться. Технология сего действия проста и незамысловата: надевается купальник, выпивается хороший глоток коньяка, забегаем в воду (с целью намокнуть), выбегаем, намыливаемся, снова в воду, чтобы смыть все с себя, обратно на берег и снова глоток коньяка. Помывка окончена, можно одеваться и вытираться. Правда, вечером нам обещана туристская баня, но когда это еще будет и будет ли вообще. Остальной день прошел в бесцельных шатаниях вокруг стоянки. Нашли красивую точку, с которой будем снимать закат, поели черники и брусники, кто-то рыбки половил, но готовить ее никто не стал и она сдохла. В общем, досуг не был никак организован и к вечеру такое времяпрепровождение стало надоедать. Баня все-таки состоялась, туристская баня – это тот еще экстрим. Костер обкладывается Все замерло в час заката камнями, вокруг него делается каркас, на который натягивается тент, потом под этот тент заходят люди, как бы парятся и купаются все равно в речке. Меня такая процедура не впечатлила, поэтому от бани я отказалась, но остальным понравилось. Вечером мужчин попросили помочь вытащить машину из песка, застрявшую неподалеку на пляже. На вопрос, а где у вас домкрат, хозяева машины ответили «А зачем он нам, мы же из Петрозаводска». Железная логика :) Опять сидели у костра. Сегодня был вечер анекдотов, все они были просто с гигантскими бородами. После анекдота о любовнике, который представляется молью и уносит шубу домой доесть, я не выдержала и ушла спать.

День пятый. День гребца.

Самый тяжелый день с точки зрения физических нагрузок. Вначале мы на моторе плыли через Ежедневные забавы с насосом Вот по таким камням мы и пробирались на рафте небольшое озеро. Глубина его просто неприлично маленькая. По сравнению с этим озером море в Анапе вполне глубокое. Но самый кошмар начался после озера. Шиверы и просто большие камни были бесконечными, рафт постоянно застревавл, мужчины не вылезали из воды, у меня руки были просто деревянными от усталости. Еще 2 девушки из нашей лодки злились на инструктора, который сделал им замечание о качестве гребли и неосторожно поставил меня им в пример. Весь день они шипели и дулись, что тоже не облегчало управление рафтом. К вечеру мы с Сашей просто вымотались и сил не было ни на что. Стоянка у нас была напротив дачного кооператива МВД, о чем нас предупреждала табличка. Видимо, надеялись, что мы испугаемся и будем тихо себя вести. Но у нас с Сашей в любом случае сил не было ни на что, поужинали, искупались и сразу легли спать. Дно на этот раз было сильно заиленным, неприятно было заходить, но это было неважно. Неподалеку от стоянки наши одногруппники нашли грибы, но их постигла участь пойманной рыбы. Готовить их никто не стал и их просто выбросили.

День шестой. День моральной выдержки.

С каждым следующим днем некоторые члены нашей группы бесят меня все больше. Видимо, Боевой экипаж нашего рафта сказывается усталость и непривычные условия жизни. Я не могу понять, почему если говорят, что завтрак в 9, а выход в 11 я, собравшись вовремя, должна ждать пока некоторые нимфы проснутся, проведут все необходимые водные процедуры, нанесут макияж, позавтракают и неспеша будут собираться. Если поначалу я относилась к этому спокойно, то под конец похода они бесили меня так, что я просто уходила в лес, чтобы не начать на них орать. Если ехать еще в такие походы, то только так, чтобы каждый день не надо было переезжать с места на место, чтобы не ждать постоянно кого-то. Порог Большой Толи и мы в нем Но сегодняшний день гораздо менее напряженный. Пока плывем, постоянно видим в небе военные самолеты, уже думаем вдруг войну объявили финнам, а мы и не знаем. Гребем мало, доходим до порога Большой Толи, проходим его. Весело, но ничего особенного не ощутила. Для тех, кто был в аквапарках, пороги не будут чем-то сногсшибательным. Пришли на место стоянки, поставили палатки и почти все пошли кататься на пороге. Мы не пошли и очень правильно сделали, потому что все пришли полностью мокрыми, а времени обсохнуть практически не было. Погода портится, всю ночь идет дождь.

День седьмой. Вот и кончился этот эксперимент.

Сегодня последний день. Мечтаю о мягкой постели, даже полка в плацкартном вагоне кажется Съезжаем с порога на байдарке комфортной. С утра идем кататься на пороге. Из одежды оставляем только купальник и дождевик. Надеваем шлемы, спасжилеты и идем купаться в воде вместе с лодкой. Вначале съезжаем на рафте, потом на байдарке. На байдарке ощущения посильнее. Но опять же, ничего невероятного я не почувствовала. Был вариант рано утром съездить в Кижи, но цена 950 рублей с человека несколько смутила нас и мы отказались. Переодеваемся, собираемся, в последний раз ждем копуш, и в 4 часа выезжаем. Меньше чем через час мы на вокзале, забираем вещи из камеры хранения, переодеваемся в одежду, которая не пахнет костром. Ну и потом тот же поезд Петрозаводск-Москва и мы дома. Ура, мы не заболели, не потерялись и в целом хорошо провели отпуск.

Общие замечания: Мокрые, но довольные

- в водном походе НАДО грести и делать это часто, это надо обязательно знать и хорошо бы турфирмам предупреждать об этом;

- если вы хрупкая девушка весом до 50 килограммов, никогда не ходили в поход и тяжелее дамской сумочки ничего не поднимали, идите в такой поход с мужчиной, ваша слабость и томность, которая так к лицу вам в городе, в походе ничего кроме раздражения не вызывает, и другие люди должны делать тяжелую работу за вас;

- совет по поводу снаряжения: не надо брать никаких туристических ботинок, легкие кеды или сандалии, которые быстро высохнут и кроссовки для переобувания, резиновые сапоги ни к чему, в воду в них прыгать нельзя, смоет потоком. Саша заходит на

- реки в Карелии в основном равнинные, те, кто при слове сплав по реке, представляет себе горную речку с порогами, ошибается и будет разочарован несколько однообразным равнинным пейзажем, в равнинной реке тоже есть своя красота, главное, знать что нас ждет. Вот чем эти реки хороши, так это рыбалкой. Рыболовные снасти точно пригодятся, стоит их захватить и желательно выбирать поход со стоянкой на одном месте или с несколькими дневками, чтобы можно было порыбачить.

- собираясь на сплав, не лишним будет знать, что количество воды в реке – величина не постоянная. Максимум ее в мае, когда сходит лед, минимум в августе. Чем меньше воды, тем труднее проходить пороги и шиверы, некоторые приходится обносить; На вокзале в Петрозаводске. Уезжаем.

- комары, которыми так пугали, особого беспокойства не доставляли, но говорят, что в августе их всегда немного, репелентами пользовались редко;

- вот к чему нет никаких претензий, так это к еде. Кормят вкусно и разнообразно, даже какие-то сладости дают на перекус, пока плывем на моторе, за это большое спасибо организаторам тура и инструкторам;

- большая часть теплых вещей не пригодилась, днем было тепло от гребли, а ночью в спальниках не мерзли. Вот что очень пригодилось, так это перчатки, на руках ни одной мозоли;

- никчемной также была покупка рюкзака, в походе все вещи перевозятся в гермо-мешках, а в поезде вполне можно было обойтись сумкой.

- и напоследок личное наблюдение. Человеку, живущему в городе и привыкшему к комфорту, в такой поход больше чем на 4 дня ходить ни к чему.