Немного солнца в декабре или Новый год на Мальте. Собор в Мдине

Это путешествие запросто могло не состояться. Я, честно говоря, еще 3 месяца назад имела очень примерные представления о местонахождении этого острова. Мы собирались на Новый год в Скандинавию, разработали маршрут, который охватывал Финляндию, Норвегию и Данию. Забронировали жилье по маршруту и радостные пошли в финское посольство, которое считается одним из самых лояльных. Сдали документы и через 10 дней получили паспорта ... с отказами в визе с совершенно туманной формулировкой о неясности цели пребывания в стране. Версий произошедшего было выдвинуто много, конечно, мы расcтроились, но ничего не поделаешь, надо искать другие варианты встречи Нового года.

Вариант жарких стран мы отмели из-за длительного перелета и очень сильной смены климата и На улицах Валетты Собор в Цитадели. Виктория. Гозо связанной с этим аклиматизации. Горнолыжные варианты так же не подходили из-за неосвоенности этого вида спорта (отдыха). Встречать Новый год в Подмосковном пансионате за офигенные деньги с сомнительной программой и в компании выпивших и буянящих соотечественников мы строго не хотели. В итоге вариантов осталось совсем не много. Либо вояж по Украине либо Мальта. С Мальтой было не совсем понятно с визой, вроде как там система упрощена, но как отнесутся к нашим свеженьким отказам, мы точно не знали. В итоге мы купили путевку в компании Русаэро, они занимались визовыми вопросами, и разрешение на визу было получено. Визу должны наклеить уже на Мальте на основании разрешения. Так как больше про Русаэро упоминать не буду, скажу сразу, что с точки зрения организации претензий к ним нет, не было проблем ни с отелем, ни с самолетом, ни с визой, ни с трансфером, а больше нам от них ничего и не надо было. Конечно, сотрудницы в офисе лишнего слова не скажут, на вопрос об отеле, был получен ответ: «Наберите в поисковике его название и сами все почитайте». Но это, видимо, бич всех турагентств, когда все сотрудницы просто звезды, и если ты покупаешь тур дешевле 5000 долларов, то относятся к тебе, как к червяку. Наша поездка стоила 1600 долларов на двух человек. Не в новогодний период этот тур дешевле долларов на 300.

Итак, мы приобрели недельный тур с 28.12.06 по 03.01.07, включающий перелет регулярным Мальтийский пейзаж У Голубого грота рейсом авиакомпании Эйр Мальта, проживание в отеле 3* в городе Слима с завтраками и даже небольшой круиз по гавани в качестве бонуса. Новогодний ужин мы приобретать не стали, думали разобраться на месте. Вылет у нас был ночной, полет прошел нормально. Такое время вылета позволило наблюдать безлюдный аэропорт Домодедово безо всякого намека на очереди. Лететь больше 3-х часов. Разрешение на визу и ваучер из отеля спрашивают еще в России на регистрации. По прилету еще до перехода границы встречает представитель принимающей стороны, отвечает на все вопросы, дает конвертик с информацией и препровождает нас к паспортному контролю. Там проверяют документы, анкету, разрешение, потом все забирают, в том числе и паспорт, желают приятных выходных и обещают вернуть паспорт позднее. Для нас такой переход границы был очень необычным, плюс еще пограничник нам попался с приветом. Вел себя как-то странно, куда-то ходил, жаловался коллеге на жизнь, собирался идти домой. Но тем не менее нас пропустил без вопросов.

После пограничного контроля таможенный, перед которым мы выбросили бутерброды, а то ведь колбасу нельзя ввозить, но вещи у нас не проверяли. У нас был заказан трансфер в отель. Подошли к микроавтобусу и хотели Плотность размещения яхт в гавани Понравился кораблик сесть на переднее сидение. Открыли дверь и увидели руль с педалями. Надо привыкать к правому рулю и левостороннему движению на Мальте. Особенно большое умиление мы испытывали, когда видели наши машины: четверки, 99-е, даже копейки с правым рулем. Погода совсем не декабрьская, пуховики сразу сняли, утром градусов 13. Пальмы, зелень, чем-то напоминает Абхазию. Отель у нас небольшой, море через дорогу. Но пляжей на Мальте практически нет. Остров каменистый. Так что есть просто небольшая площадка и спуск в воду, но мы купаться не планируем. Хотя вода 19 градусов, купающихся мы не видели, только дайверы. В отеле нас сразу покормили и УРА! сразу заселили в номер, хотя было только начало десятого. Мы в номере не остаемся, чтобы не уснуть, а бросаем вещи и выдвигаемся на разведку. На улицах безлюдно, рано еще, видимо. Птички поют, солнышко, тепло, настоящая весна. Ровных и прямых дорог нет. Все время спуск-подъем и повороты. С моим пространственным кретинизмом потеряться элементарно. Но мы находим рядом с отелем супермаркет, автобусную остановку, сувенирные точки и обменник. Валюта Мальты – лира, курс ее примерно 2,5 евро или 80 рублей.

Из-за непривычного левостороннего движения все время смотрим не туда при переходе дороги, Лазурное окно Паром на Гозо что временами бывает опасно. Возвращаемся в отель, где встречаемся с нашим гидом, которая привозит наши паспорта с визами. От предложенных экскурсий отказываемся, но наши попутчики соглашаются, и неслабые цены их совершенно не смущают, но каждый отдыхает как умеет. Мы же, узнав насчет трансфера обратно в аэропорт, самостоятельно направляемся в Валетту, столицу Мальты. За 0,2 лиры доезжаем от нашего отеля до Валетты. Проезд в автобусе оплачивается водителю сразу при входе, дала ему 0,5 лиры за двоих, он сделал вид что о сдаче понятия не имеет. Мы уже читали о таком беспределе водителей в интернете, теперь убедились на собственном опыте. Впредь даем только точную сумму. Несмотря на то что в автобус можно зайти только через переднюю дверь (она там одна) и водителя с его билетным автоматом никак не минуешь, на Мальте еще полно контролеров, которые пытаются поймать зайцев. Не представляю как можно не заплатить за проезд. По поводу автобусов на Мальте существует целый культ. Мало того, что ездят там зачастую машины годов 70-х, где внутри настолько все древнее, что сигнал водителю об остановке можно подать дернув за веревку, натянутую по всему салону. Так еще и эти автобусы – самые популярные сувениры в виде брелков, магнитов и просто моделек. С точки зрения комфорта, конечно, удобнее ездить на более современных моделях, которые тоже есть, но в развалюшках просто чувствуешь национальный колорит, который только усиливается от качества дорог, которые далеки от хороших и очень похожи на российские региональные. Валетта. Озираем окрестности Жду кораблик в Марсашлокке Доехали мы до центрального автобусного терминала, который находится рядом со старым городом. Хотя, на Мальте нет такого четкого разделения на историческую часть и современную, многие живут в домах, которым, по моему мнению, несколько веков. И хоть на весь путь мы затратили 20 минут, за это время мы не только переехали из одного города в другой, но и проехали через парочку городков поменьше, которые отделяет друг от друга только табличка у дороги. В день нашего первого посещения Валетты в городе был какой-то праздник, сопровождающийся народными гуляньями и выступлением артистов. Народу на улице было полно. Но это только на центральной улице, квартал в сторону и тишина. Мы осматриваем столицу, двигаясь по маршруту из путеводителя. Все время идем либо в гору либо с горы. Ровных улиц нет. Ходим от достопримечательности к достопримечательности. Возле собора сятого Павла слышим пение. Поют мужчины и еще периодически хохочут. Читаем вывеску на здании: Министерство юстиции. Солидные люди.

Кроме описанных в путеводителе достопримечательностей, видим и другие соборы и красивые Главный собор Мальтийских рыцарей здания в большом количестве. Идешь по обычной довольно узкой улице, видишь обычные здания, поднимаешь голову вверх, а там огромный купол какого-то неизвестного собора. На углах зданий статуи святых, город украшен к Рождеству и Новому году, везде гирлянды и лезущие на балкон Санта Клаусы. Наш маршрут заканчивается возле собора Святого Иоанна - основного собора рыцарей Мальтийского ордена. Внутрь вход платный – 2,5 лиры, но за эти деньги дают аудиогид в том числе на английском. Красота внутри впечатляющая. Под полом этого собора похоронены рыцари Мальтийского ордена, то есть пол – это разнообразные надгробные плиты из мрамора. Походив по собору, мы решили выдвигаться в сторону дома, так как прошлую ночь практически не спали. Приехав в отель в 4 часа, мы завалились спать и проспали до 8 утра следующего дня.

29.12.06 Я у Лазурного окна

Проснулись рано, сходили на завтрак и на автобусе едем до города Чиркева – места отправления паромов на Гозо, второго по величине острова Мальты. Билет 0,5 лиры, ехать 45 минут. Паром стоит 2 лиры в оба конца, на него заходят и пешие люди и заезжают машины, причем все через один вход. Для людей есть две палубы, а для машин место в самом низу. Плывем 20 минут, за это время можно выпить кофейку в кафе на пароме. Паром, конечно, не огромный, но вполне достаточный, чтобы на нем не укачивало, что было для меня очень актуально. Проплываем мимо почти необитаемого острова, на котором живет только одна семья и есть одна гостиница. Ни одного дерева я не заметила. Какой-то грустный островок.

Приплыли на Гозо, там от пристани ходят рейсовые автобусы до главного города на острове – до Виктории (0,2 лиры). Наша цель в Виктории – посмотреть Цитадель. Старинную крепость, которых на Мальте немало. Цитадель Кусочек моря Собор Та Пину построена на возвышении и окружена стенами внушительной толщины. Внутри мы заинтересовались только собором, вход в который стоит 1,25 лиры. Внутри богатое убранство: бордовые портьеры, очень красивые люстры, мраморный пол и расписной потолок. Расписан так, что создается ощущение выпуклого купола, а на самом деле крыша собора плоская. Больше в Виктории мы не планировали смотреть ничего, но на Гозо у нас еще были планы. Природный памятник – Лазурное окно. Приходим на автостанцию и видим, что общественный транспорт ходит туда только летом, а зимой - пожалуйста на такси. Один таксист решил предложить нам свои услуги за 12 лир. Причем, рекомендовал посмотреть какие-то temples. Не сразу поняли о чем он говорит, потом сообразили, что он предлагает посмотреть древние развалины, которым 4000 лет, но таких строений на Мальте несколько и мы планировали их смотреть на основном острове. Так что решили, что к мегалитам мы не поедем, а метнемся к Лазурному окну и посмотрим еще один красивый собор. Сторговались с таксистом за 10 лир и выдвинулись.

У Лазурного окна народу немало, но все равно место очень красивое. В скалах действительно большое окно, через которое видно море. Погода была теплая и солнечная и мы с удовольствием сделали несколько кадров, полазили по скалам и вернулись к нашему таксисту, который повез нас к собору, правда, он немного перепутал и привез нас немного не туда, но мы не пожалели, собор Та Пину нам очень понравился и хотя внутрь не пускали, снаружи он очень красив. Пофотографировались и вернулись обратно на станцию, откуда на автобусе опять к пристани и на наш островок. Вечером закупили еды в супермаркете и поужинали в кафе, где с голода заказали слишком много блюд и с трудом их осилили. Поесть в недорогом кафе можно за 8 лир на двоих. Но это без спиртного. В нетуристических местах можно уложиться и в 6 лир, но это если без деликатесов типа национального блюда – кролика.

30.12.06. Два рыцаря

Этот ночной перелет и разница во времени (+2 часа) привели к тому, что утром не спится, просыпаемся рано. На сегодня запланирована поездка в Мдину и Рабат. На Мальте есть несколько населенных пунктов с названием Рабат. Как я поняла, этим словом называются пригороды. Утром, спустившись на завтрак, были очень удивлены большим количеством соотечественников, которые, видимо, ехали на экскурсию, и поэтому поднялись в такую рань. Кроме этого, кто-то из них решил сжечь хлеб в тостере и мы просто не смогли находиться в этом дыму, вышли в холл, чтобы подождать пока разойдется народ и развеется дым. В холле был телевизор, по которому показывали казнь Хусейна. Не дожил человек до Нового года.

Позавтракав со второй попытки, Мы выехали в Мдину, автобус 65, проезд 0,5 лиры, 30 минут в дороге. Зашли на территорию старого города. Как и многое на Мальте, окружен крепостной стеной, внутри узкие улочки, тишина и полное безлюдие. Видимо, время тургрупп еще не пришло. Бродили по этому городу, рассматривали двери домов с оригинальными Вот такие в Мдине улочки На утесе Дингли ручками. Мдина примечательна еще и тем, что в ней реально живут обычные люди, ходят за покупками в соседние магазины за пределами крепостной стены, а потом возвращаются в дома, которым по нескольку веков. На территории старого города стоит очень красивый собор с двумя часами на фасаде, причем, одни рабочие и показывают реальное время, а вторые стоят, потому что на них навсегда остановлено время, когда этот собор был освящен. Если от главных ворот идти все время прямо, то можно дойти до панорамной точки, с которой открывается красивый вид на Валетту и окрестности. Виден мальтийский стадион, а в хорошую погоду, говорят, даже видно Этну, но мы не видели.

Вдоволь нагулявшись по Мдине и насладившись ее безмолвием и спокойствием, мы выдвинулись к следующему пункту маршрута – утесу Дингли, самой высокой точке Мальты – 253 метра над уровнем моря. Автобусную остановку нашли не сразу, но тут нам помогли местные жители. Опять билет 0,5 лиры, но в пути 15 минут и мы на месте. Вокруг красота. Море под ногами, солнышко и почти ни одной живой души. Очень красивое место. Пофотографировались, передохнули и стали собираться в обратный путь. Решаем пройти две остановки до деревни Дингли и оттуда уехать. Деревня – это вообще конец географии, дороги чисто символические, народ ездит на телегах и на лошадях. В общем, Воронежская область. Но автобус пришел на удивление быстро, 0,2 лиры и 10 минут и мы в Рабате. Там мы смотрим пещеру апостола Павла, этот святой крестил Мальту, высадился на острове после кораблекрушения и подзадержался. В пещере экскурсовод, который с ужасным произношением произносит свой текст на английском, немецком и итальянском языках, причем, понять границу между фразами очень сложно, но в общих чертах картина понятна. Находим место, где подкрепиться, там очень колоритный дяденька сказал нам примерно следующее: если хотите поесть поскорее, то я как раз собираюсь готовить спагетти Болоньезе, а все остальное надо долго ждать. Мы привередничать не стали, как и шестеро немцев, которые пришли чуть раньше. В кафе был телевизор, по которому показывали только казнь Хусейна 100 раз подряд. Так как кафе стояло вдали от туристических троп, то обед обошелся нам всего в 4,5 лиры на двоих. Собор Святого Павла Огромный собор в Мосте

Набрели на совсем недорогой магазинчик сувениров и существенно пополнили их запас. В принципе обязательная программа была выполнена, но мы решили еще заехать ненадолго в город Моста, который проезжали по дороге в Мдину. В этом небольшом городке мое внимание привлек собор с просто огромным куполом. Это не описать словами, насколько он величественный и за счет этого внутри тоже очень просторно. Больше этого купола в Европе только знаменитый Сан Пьетро в Ватикане, но там сам собор большой и состоит как бы из нескольких частей, а здесь просто один большой зал под огромным куполом, вот теперь с чувством выполненного долга можно было возвращаться в Слиму. В этот день у нас получилось много перемещений, и, конечно, надо было купить проездной на целый день, тогда бы мы смогли сэкономить на проезде. Вечером из-за акклиматизации чувствовала себя не ахти и поэтому были дома.

31.12.06 Валетта в Новогоднюю ночь

Сегодня Новый год. У нас сегодня разлагательный день, далеких выездов не планируем, потому что настроены на ночные погулянки. Решаем воспользоваться бонусом, который нам предоставила турфирма: круизом по заливу. Кораблик, на котором круизничают, довольно большой и я ожидала, что меня не укачает, но пакетик на всякий случай с собой прихватила. Не понадобился. Мероприятие занимает 1,5 часа, осматриваем с моря Валетту и еще три городка поменьше, береговая линия хорошо изрезана, поэтому интересно так долго плыть, совсем не утомляет. Гид рассказывает на английском, немецком и итальянском языках, но мы особо не прислушиваемся, потому что в основном рассказывает известные вещи об основании Валетты, о Мальтийских рыцарях, о битвах с турками. Заняли место на открытой палубе на корме, смотрим на море, яхты и крепостные стены по берегам, наслаждаемся солнышком и запахом моря, погодка чудесная, даже не верится что сейчас середина зимы и в Москве нет солнца уже которую неделю.

Вернувшись в Слиму, делаем пробный забег по сувенирным лавкам, больше прицениваемся. Наконец-таки покупаем нож, потому что посматриваем на дыню в супермаркете, а разрезать ее нечем. Продолжаем прогулки по нашему городку, обедаем в кафе Голубая луна, просто сидим на набережной и греемся на солнышке. Немного пытаемся поспать перед Новым годом. Валетта ночью Гавань Валетты

В 10 вечера встречаем праздник по московскому времени без Путина и курантов и начинаем потихоньку собираться на встречу мальтийского Нового года. На улице в нашем городе довольно многолюдно, народ топает в рестораны, мужчины в костюмах, девушки в вечерних туалетах. Если заказывать Новогодний ужин в отеле (делать это в России), то цена начинается от 50 евро. Если делать это на месте в любом кафе, то в районе 10-12 лир с человека (25-30 евро). Мы же садимся на автобус и едем в Валетту, там-то должно быть еще больше людей и настоящий уличный Новый год. В автобусе обстановка праздничная, играет музыка, водитель болтает с какой-то девушкой в супер короткой юбке. Выходим возле старого города и видим, что народу на улицах в общем-то нет. Совсем. Небольшие группки идут из дома в ресторан, а по улице просто так никто не гуляет. А где же ожидаемые народные гуляния? Где фейерверки и петарды, шампанское из горла и коллективный отсчет времени до Нового года? Ничего этого нет. Вообще Валетта безлюдна и безжизненна, изредка встречаются кафе, откуда звучит музыка, а в остальном полная тишина и темнота. После того безумия, которое творится на Новый год в Праге, Киеве и уж тем более в Москве, видеть такое было очень странно. Немножко послонявшись по городу, решаем ехать обрано в Слиму. За 8 лир на такси вернулись обратно. Встретили Новый год на набережной, потом зашли в открытое кафе, выпили кофе с пирожными и вернулись в отель. Вот так на Мальте празднуют Новый год. Идут в кафе, если есть место, танцуют, а в основном просто сидят и смотрят телевизор. Никто фейерверки не устраивает, отмечают скромно. Но все равно это был мой первый Новый год на берегу Средиземного моря в самой южной стране Евросоюза.

01.01.07. В заколдованном Зуррике

«Мертвый день». Так как вчера легли не поздно, то встали пораньше и поехали к Голубому гроту – еще одной природной достопримечательности на юге Мальты, до которой надо плыть на лодке от деревни Вид-ин-Зуррик. Погода просто чудесная: солнце, тепло, без ветра. Ехать до этой деревушки надо через Валетту. По приезду на автостанцию увидели, что автобусов мало и их расписание не очень-то соблюдается. Но мы вскорости уехали на 34 автобусе до Зуррика. (рядом с поселком Вид-ин-Зуррик). Заехав во все дыры по дороге и сделав двести поворотов (видимо, чтобы сбить со следа) он наконец-таки доехал до этого чудного места, от которого надо было пешком пройти 2 километра до Вид-ин-Зуррика. Прошли это расстояние по довольно живописной дороге, следуя указателям и указаниям местных жителей. Зурриковчане – странные люди. Собак они держак почему-то не во дворах, а на верхних терассах, прикручивают колеса на фасадах домов и размещают во дворах различные статуи. Но самого Зуррика нет в наших планах, поэтому мы движемся к Голубому гроту. Доходим до точки, с которой он отлично виден сверху и как-будто специально поставлен для отличных фотографий на его фоне. Но мы-то хотим на лодочке поплавать внутри него. Так что продолжаем спуск по довольно безлюдной дороге к самой деревушке, где находим просто колоссальное количество лодочек на берегу и закрытую кассу. У людей праздник – Новый год и никто работать не собирается. Никакие уговоры не помогают. Кроме нас бродят еще несколько несчастных, которые тоже хотят в грот, но моряки непреклонны – Первый день Нового года, приходите завтра. Можно подумать, что вчера они так безумно праздновали (видели мы их безумие), что сегодня отходят целый день. А погода-то просто прелесть. Волн нет, ветра тоже, солнышко светит, народ желающий есть. Саша у Голубого грота Я у Голубого грота Просто делай деньги и все, но нет – менталитет такой. Мальтийцы, как мы поняли, вообще по работе не напрягаются. Утром начинают часов в 10, потом сиеста с 12 до 16 примерно, ну и вечерком на пару часиков открываются, вот такая неспешная жизнь. По дороге обратно встретили рыбака, который провел мини-экскурсию, провел нас по камешкам поближе к гроту, рассказал кое-чего, получил свою лиру и покинул нас. А место там действительно очень красивое, я такого еще не видела никогда. От Голубого грота открывается хороший вид на остров Фильфла – небольшой островочек, который закрыт для туристов и доступен только рыбакам и птицам, мы видели его с утеса Дингли позавчера, но с этого места он виден лучше.

Возвращаемся в Зуррик, кружим по его узким улочкам, пытаемся угадать по какой из них ходит автобус и в какую сторону. Находим остановку, на которой стоим минут 20, пока кто-то из местных не сообщает нам, что это остановка местного автобуса (внутризурриковского), а если нам нужно в другой город, то надо топать на автостанцию и уезжать оттуда. Еще минут 20 ищем станцию и идем до нее, за это время видим вдалеке 2 автобуса, но добежать до них не успеваем. Приходим на станцию и обнаруживаем, что ближайший автобус будет только через 3 часа (конечно же, Новый год, какие автобусы). Итак, что мы имеем: мы в городке Зуррик, из которого ближайшие 3 часа нам выбраться не светит, вокруг безлюдие, мало того, что все закрыто по случаю сиесты, так еще и праздник. Нам вполне светит просидеть эти 3 часа на остановке. Подходят люди (с английским там проблем ни у кого нет), выражают сочувствие, спрашивают понимаем ли мы, что автобус будет через 3 часа, мы-то понимаем, беседуем с местными. Все-таки туристы в Зуррике не частые гости. Но не все так ужасно, находим бесплатный туалет, потом неподалеку кафе, которое работает. Хозяин пригласил своих друзей на обед, ну и параллельно решил и нас принять, это уже совсем неплохо. Отведала национального блюда – кролика, которое в крупных городах довольно дорого, а здесь вполне приемлемо. Ходим по бастионам Валетты Центральные ворота в Мдине Однако, сколько ни сиди в кафе, а уходить надо. Последние полтора часа я сижу на остановке, общаюсь с местными, а Саша ходит вокруг, осматривает этот заколдованный Зуррик. Наконец-таки приходит наш автобус и мы уезжаем в Валетту. Там решаем пройтись по бастионам, которыми столица Мальты просто опоясана. С некоторых мест открываются красивые виды на море и на город. Надвигаются сумерки, небо окрашивается в розовые цвета, что еще больше усиливает красоту этих мест. Хотели завершить день поеданием тортиков в нашем кафе, но там совсем не было мест. Повыползали все из нор.

02.01.07. Погодка шепчет

Поскольку перемещения на сегодня запланированы грандиозные, то купили проездной на весь день за 1,5 лиры. Начинаем с осмотра Мегалитов в Таршиене. Есть на Мальте такие постройки, которым более 4000 лет и вовсю декларируется, что они старше Египетских пирамид и вообще самые древние постройки на земле. Мегалитов на острове несколько, есть свои и на Гозо, но мы выбрали именно Торшиенские. Приехали непосредственно к открытию (от Валетты ехать минут 15). Вход стоит 1 лиру. Окружены эти «мега строения»вполне современными постройками. Само зрелище не впечатлило. Пора бы мне уже осознать, что если строению хотя бы пятьсот лет, то осталось от него совсем немного. Ждать чудесных замков и мостов не приходится. В этом я убедилась еще после Греции. Здесь мы тоже смогли посмотреть на разные камешки, которые никакой красоты собой не представляли, поэтому побродив для порядка по этим «развалинам часовни», мы минут через 20 уже продолжили свое путешествие.

На этот раз на автобусе 138 доехали до Голубого грота и не пришлось топать пешком от Зуррика. Самое смешное было тогда, когда мы увидели величину волн возле грота – не меньше метра. На таких лодчонках нечего Древние Таршиенские каменюки Камни за моей спиной обработаны 4000 лет назад и думать выйти в море, поэтому опять все лодки на берегу и шанс попасть в грот предоставится нам, возможно, при следующем посещении Мальты. А погода решила испортиться надолго. По тому прогнозу, который вешали в отеле на ресепшен, такой шторм минимум на неделю. Зато вчера люди отдохнули в праздник. Возвращаемся обратно через знакомый Зуррик. Когда нам водитель автобуса объявил, что мы должны автобус покинуть и пересесть на другой, я испугалась, что мы опять застрянем в этом заколдованном городе часа на 3. Но все обошлось, пересели на другой автобус и сразу поехали. Теперь мы направляемся в рыбацкую деревушку Марсашлокк. Красивая бухта с огромным количеством разноцветных рыбацких лодок. Не знаю, во всех ли деревнях они так разрисовывают лодки или только в этой, но смотрится действительно красиво. Такие они яркие и непохожие одна на другую и у каждой на носу нарисованы глаза для отпугивания злых духов. На набережной куча разных кафе, где представлена рыба самая разная. Ну вот, здесь мы и попробуем рыбки на гриле. Кроме того, продают различные текстильные изделия и сувениры. Заходим в одно из многочисленных кафе и заказываем Лампуку на гриле. Это такая рыбка, которая считается национальным блюдом, ее изображение даже есть на одной из монет. Вообще-то эта рыбка водится и в других местах, только называется она там по-другому. Утро туманное. Утро седое... Красивые лодочки в Марсашлокке

Из Марсашлокка на автобусе 627 доехали прямо до нашего отеля. Там у нас небольшой передых перед ночной прогулкой в Мдину. Днем мы в этом городе уже были и там нам так понравилось, что мы решили посмотреть как он выглядит при свете луны. Были мы там уже около 6 вечера, темнота вокруг кромешная, в Мдину пускают без проблем, все-таки люди там живут. Народу на улице никого, освещается только центральная улица, а в боковые ответвление и днем-то заходить страшновато, а ночью вообще я туда идти отказалась. И причем, страшно не каких-то преступников, с этим на Мальте спокойно. Мне лично мерещились всякие духи и призраки. Из жителей Мдины в наличии и в изобилии нам встречались только кошки самых разных окрасов. Дошли мы по центральной улице до панорамной точки, посмотрели на Мальту при свете луны, зрелище действительно впечатляет, и так как был очень сильный ветер, то мы решили выдвигаться в обратный путь. По дороге проезжали вдоль очень длинного и очень древнего акведука, по которому раньше вода подавалась из Мдины в Валетту. Вот такой разъездной день у нас получился. Да, проездной билет, который мы купили на день, окупился более чем в 2 раза.

03.01.07. Вид на Валетту из Мдины

Сегодня нам уже уезжать, на самолет поздно вечером, из отеля никто не гонит, поэтому мы неторопливо встали, собрали основные вещи и поехали на последние, еще не охваченные достопримечательности. В этот раз мы хотели побывать сразу в трех городах Мальты. Мы видели их с моря, когда совершали круиз по гавани, а сейчас хотели подробнее рассмотреть с суши. Погода сегодня солнечная, хотя ночью, как нам казалось, был дождь, но следов его мы утром не увидели. Дискомфорт доставляет довольно сильный ветер, на море сильное волнение, позлорадствовали насчет моряков в Голубом гроте, которым еще долго сидеть без денег. На автобусе 4 выехали из Валетты и почти проехали нужную остановку, но Саша вовремя заметил и мы вернулись. Первый город называется Витториоза. Город похож на все остальные уже виденные мальтийские города. Такие же узкие улочки, постоянные спуски-подъемы и неизменный форт со стороны моря. Все города изначально строились в оборонительных целях, поэтому на морские укрепления материала не жалели, все очень добротное и простоит еще не один век. В самом городе довольно безлюдно, туристов встретили только одну группу. Яхточки Сторожевая башня

Спустились к морю в бухту с огромным количеством яхт, прошли по набережной и попали во второй город – Сенглея. Городок такой же крошечный и, видимо, не особо туристический, людей на улицах также мало, кафе мы не заметили ни одного, проблема вообще что-то купить поесть. По пути заприметили какой-то собор, но из их названий у меня к концу поездки уже каша в голове. Да и на вид многие кажутся одинаковыми. Продолжая обходить бухту, периодически углубляясь в город, а иногда выходя к воде, мы попадаем в третий город – Коспикуа. Он кроме традиционного набора из узких улиц, крепостных укреплений и яхт в бухте запомнился красивым садом на горе, откуда открывается красивый вид на Валетту. В саду расположен монумент, посвященный обороне острова от турок и есть некая пояснительная записка, в которой описываются основные события. Из-за сильного ветра в парке долго не задерживаемся, а идем вниз искать Заббарские ворота, плутаем долго, но ворота найти не можем. Уставшие, решаем бросить это дело и выдвигаться в обратный путь. Позже высняем, что не могли их найти потому что в путеводителе они числятся Заббарскими, а на указателях называются Нотр-Дамскими, вот из-за этого и путаница. Ну пусть останется на Мальте хоть что-то, что мы не увидели. Я и море

В Валетте на автостанции покупаем разнообразную мальтийскую выпечку, которую все очень хвалят (и справедливо) и возвращаемся в Слиму. Остаток дня дотрачиваем мальтийские лиры, пакуем чемоданы и собираемся в дорогу. В начале девятого микроавтобус был подан к отелю и мы без проблем доехали в аэропорт. Русские туристы просто «жгли» в аэропорту. Во-первых, накупили столько всего, что все были обвешаны сумками. Видимо, в России опять дефицит. Особенно забавно было, когда одной даме на регистрации сказали, что у нее перевес, а она ответила (по-русски, естественно), что в Москве ее об этом никто не предупреждал и она не знала, что лишний багаж надо оплачивать. Другой талантливый соотечественник просил три места рядом, но чтобы одно обязательно было у прохода. Думал, видимо, что в самолете кресла по пять штук в ряд расположены и можно сидеть втроем и до прохода не дотянуться. Но самые драматические события разыгрались на контроле безопасности. Выяснилось, что некоторые приезжают на Мальту и ничего не слышат и не видят. На всех углах в аэропорту, на границе и даже в отеле написано про новые правила перевозки жидкостей в ручной клади, что там очень жесткие ограничения и по объему и по упаковке. Но люди на таких мелочах не концентрируются, поэтому спиртное их, которое они планировали употребить в полете, благополучно перекочевало в мусорный бак, так что дьюти фри сделало неплохую выручку. Что удивило, это то, что цены в барах аэропорта вполне приемлемые и не отличаются в 10 раз от обычных. Посадка и полет прошли без приключений, я старалась уснуть, но не особо получалось. Саша рассматривал в илюминатор Италию и Грецию, над которыми мы пролетали. Рано утром были в Москве и в 7 утра уже дома. Вот так закончилась наша новогодняя поездка на Мальту.

Общие выводы: Голубой грот

- для достаточно подробного (без фанатизма) знакомства с Мальтой одной недели вполне достаточно;

- не советую посещать Мегалиты, мало что осталось от строений 4000-летней давности;

- праздники на Мальте – дело святое, мало того, что ничего не работает, так и транспорт не ходит;

- как и везде погода очень важна, так как Мальта – маленький остров, то здесь бывает довольно сильный ветер, ну и плюс летом, конечно, очень жарко и все выгорает, так что оптимальное время для посещения – весна и осень, но и зимой тоже может с погодой повезти как нам;

- никаких особых гуляний на Новый год здесь не бывает, максимум, чего можно ждать - это ужин в ресторане с музыкой и танцами, а часто просто с телевизором;

- как я и ожидала, перелет из зимы в лето не прошел бесследно в плане акклиматизации, немножко пришлось поболеть и это при том, что зима была теплой, а лето все-таки не тропическим;

- мальтийская кухня – это смесь разных средиземноморских блюд, очень сильно итальянское влияние. Из традиционно мальтийских кушаний – только кролик;

- многое на Мальте напоминает Италию и даже сами мальтийцы похожи на итальянцев, хотя здесь всячески подчеркивается сходство с Англией: автобусы, телефонные будки, почтовые ящики, левостороннее движение;

- проблем с языком нет совершенно никаких, по-английски говорят все: от стариков до подростков;

- с визой, несмотря на довольно свежий шенгенский отказ, проблем не было никаких;

- в покупке экскурсий нет совершенно никакой необходимости, до всех достопримечательностей ходит общественный транспорт;

- и напоследок: оказавшись на Мальте совершенно случайно, мы тем не менее остались очень довольны нашим отпуском, так приятно в середине зимы получить немного солнца и не лететь за этим по 12 часов, так что в сложившейся ситуации Мальта – отличный вариант зимнего отдыха.