Новгородско-Псковские каникулы Памятник тысячелетию Руси Башня Новгородского Кремля

Для начала надо отметить, что это была третья попытка попасть в эти города. Первые две успехом не увенчались. В 2010 году мы поздно спохватились и не нашли мест в отелях на эти даты, в 2011 году детей косила ветрянка, и наконец в этом году мы все-таки доехали до этих мест. Так как расстояние приличное, то хотелось полностью зачистить этот регион, то есть не мотаться потом в Псков и Пушкинские места, а все посмотреть одним махом. С такими планами мы не укладывались в государственные три дня праздников и решили взять еще пару дней дополнительно. Гостиницу в Новгороде забронировали заранее. Называется отель Вояж, находится в самом центре, парковка бесплатная, завтрак есть, но он довольно скуден, номер нормальный. Проблема в этом отеле с текстильными изделиями. Полотенец дают всего 3 на всех нас, плюс все Озеро на Валдае Озеро на Валдае полотенца разные и выглядят так, как будто их из дома принесли, также и постель. Но в остальном претензий не было. Отель в Пскове назывался Эдем. Отель просто отличный, и номер двухкомнатный и завтрак приличный, и персонал дружелюбный, и парковка бесплатная. Один минус – забронировать его можно только по телефону, но с этим справились. По ценам оба отеля 2500-3000 в сутки.

Маршрут наш выглядел следующим образом: Москва-Новгород (2 ночи)-Псков (2 ночи)-Москва. Из радиальных выездов были запланированы Изборск, Печоры и Пушкинские места. В последних не было четкой уверенности какие именно усадьбы будем охватывать, решили разобраться на месте. Луг в Михайловском Пруд в Михайловском

Итак, стартуем в 4 утра в первый выходной день. Московскую область проскакиваем без проблем, встаем под Тверью, некоторые поехали объезжать через город, но мы по незнанию побоялись, но вторую околотверскую пробку уже стали объезжать и поэтому не задержались, потом ехали более-менее сносно до Вышнего Волочка, там опять больше часа стояли из-за ремонта дороги. Заехали на Валдай, там посмотрели на красивое озеро, в монастырь на острове не поехали. Были поражены ценами на валдайские колокольчики. То, на что падал взгляд, от 1000. Купили самый маленький колокольчик за 200 рублей. На Валдае понравилось, но дорог там нет. Ну все плохое кончается, и наша тринадцатичасовая дорога подошла к концу, въехали мы в город Новгород, отель у нас был в центре, и мы поначалу были поражены количеством людей на улице. Мягко скажем: было людно. Потом уже узнали, что в этот день был День города. Мы заселяемся в гостиницу и сразу идем ужинать на корабль-ресторан возле нашей гостиницы. Самый дорогой ужин за всю поездку.

11.06.12 Софийский собор Колокол у собора

Утро встречает нас хорошей погодой и пустыми улицами. Мы сразу идем в Кремль, он совсем рядом с отелем. Осматриваем памятник 1000-летию Руси, главный собор, фрески просто Ах!, колокольню с некоторыми колоколами перед ней. Катерина перестала бояться заходить в церкви, а то после крещения у нас были с этим проблемы, так что мы спокойно смотрим собор, впечатлила люстра. Как-то в мозгу не отложилось название собора и потом, когда гид в другом соборе сравнивал этот собор с Софийским, я чуть было не спросила Софийский собор в Киеве или Стамбуле, но потом поняла, что Софийский собор есть в Новгородском кремле. Мы обходим Кремль вокруг, он стоит на берегу реки Новгородский Кремль Спасо-Преображенская церковь Волхов и, несмотря на ранний час, народ подтягивается на пляж, причем многие не лежат у воды, а поднимаются под стены Кремля. Наверное, там загар ложится лучше. Мы идем дальше, встречаем просто очень много сувенирных лавочек с довольно похожим ассортиментом и в первый раз за поездку подвергаемся нападению комаров, приходится из тенистого парка выбегать на солнышко. Доходим до фонтана Садко, красиво сделано. Потом нам встречается памятник Рахманинову, стоящему у скамейки. Дальше идем до автомобильного моста, оттуда обещан красивый вид на Кремль, любуемся. Возвращаемся на нашу сторону реки и идем осматривать Спасо-Преображенскую церковь на Ильине. Очень душевное место. Фрески Феофана Грека, сам собор такой аутентичный. 12 или 13 век. Просто наслаждаюсь. Идем опять к набережной, предлагают на кораблике прокатиться по Волхову вверх по течению до его истока в озере Ильмень, эта река единственная вытекает из озера. Озеро огромное, куча рыбаков на лодках. Обедаем в кафе Диез (недорогой приличный общепит) и идем в номер на дневной сон. Аркада Гостиного двора Церковь Параскевы Пятницы

После обеда погода портится, но другого времени у нас нет, так что облачаемся в дождевики и идем гулять дальше, нам остались соборы на нашей стороне, в Ярославовом Дворище. Зашла в Никольский собор, его фресками была просто поражена и очарована, сотрудница этого музея повела меня в подвал, показала где ведутся раскопки и реставрация. Долго была под впечатлением. Потом церковь Параскевы Пятницы, там без фресок, только архитектура. Да, хорошо, что попали в церковь Спаса на Ильине с утра, в плохую погоду, как сейчас, туда вход закрыт. Потом идем к аркаде Гостиного двора, миленькие такие арочки, и ужинаем в кафе Дом Берга тоже вполне пристойно.

12.06.12 Памятник Александру Невскому Башня Изборской крепости

Всю ночь идет дождь и с утра хмурится, но мы все равно едем дальше, может в Пскове хорошая погода. Муж прочитал, что ехать надо через Лугу, что другая дорога плохая. Не знаю, что там за вторая дорога, но мы ехали просто по танкодрому, зачастую ехать по обочине было проще, чем по колдобинам и ямам дороги. При подъезде к Пскову сворачиваем посмотреть на памятник Александру Невскому, солидная такая композиция с лошадью. Приезжаем в Изборск, нужно ехать по указателям Старый Изборск. Позабавил один указатель. На нем было написано «Центр» и по-английски «Tsentr», то есть расчет на людей, которые знают русский язык, но не знают русских букв. Мы паркуемся Никольский собор в Новгороде возле туристических автобусов и идем к крепости. Скорее ее можно назвать руинами крепости, разрушена она довольно сильно, хотя многое что и сохранилось. Очень красивый вид с нее на окрестности, она на возвышении стоит. Идем к волшебным источникам, опять сувенирные ряды. Источники выглядят как водопады, народу там толпится изрядное количество, но вода вкусная, попили с удовольствием в том числе дети. Пришли к озеру, посмотрели чаек-лебедей. Мостки довольно узкие и если кто-то останавливается повосхищаться красотой, то образуется затор. Мы идем обратно и радуемся, что дождя здесь пока нет, а то было бы очень скользко по глине идти. Печорский монастырь Печорский монастырь

Доходим до машины и едем в Печоры. Там нас интересует Печорский монастырь. Территория довольно большая и монастырь древний, я только не поняла, почему внутри такое буйство красок: розовые, синие, зеленые стены домов напомнили мне скорее индийские какие-то храмы. Выглядит это все довольно новодельно, хоть и красиво. Зашли в один собор, в пещеры только по благословению духовника пускают, но детям там нечего делать. Так что мы уходим из монастыря и идем обедать в кафе Бриз, совсем там нам не понравилось. 70% меню нет в наличии, порции маленькие, а цены вполне так средние. Псковский Кремль Мы в Кремле

Едем в Псков, заселяемся в отель, небольшой передых и едем смотреть Кремль. Едем потому что отель расположен в жилой зоне и пешком не дойти. Не с первой попытки находим возможность припарковаться и идем в Кремль. Внутрь вход бесплатный, из-за того, что уже вечер, народу немного. Сам Кремль внутри пустой, только один Собор стоит, а так просто лужайка. Мы гуляем, фотографируем разные башни. Выходим на набережную, но на ней идет ремонт. Идем до памятника княгине Ольге с внуком Владимиром, который потом крестил Русь и ужинаем в ЦУМе вполне пристойно. Советовали нам в отеле посмотреть еще Поганкины палаты, но мы их не находим, попробуем завтра.

13.06.12 Могила великого Поэта Памятник в Михайловском

После очень хорошего завтрака в 8 утра стартуем. Ехать до Пушкинских гор 1,5 часа. Вначале едем в монастырь, где находится могила Пушкина, памятник скромный, с удивлением узнала, что Пушкин родился в Москве. Немного походив по монастырю, едем в информационный туристический офис поблизости, там нам дают схематическую карту, и мы покупаем за 200 рублей пропуск, который позволят парковаться у въезда в усадьбы за оградой, а в Михайловском даже проехать немного вглубь и сократить пеший путь. Начинаем с Михайловского, природа вокруг чудесная и из-за того, что будний день, людей внутри практически нет. Счастье наше было бы полным, если бы не комары. Знали про эту проблему и купили репелленты, но они не помогали. Поэтому время в усадьбе пришлось сократить. Но красота там просто сказочная, сам дом восстановлен, потому что в революцию и войну был разрушен, но так органично все смотрится. Нам очень понравилось. Такие чудные мостики, дорожки, аллея Керн и другие аллейки, а какой там луг! И нет там никаких экзотических деревьев или чудесных стриженых изгородей, но такое все родное и знакомое, что уходить не хочется. Здание усадьбы в Михайловском Березовая аллея

Следующая усадьба Тригорское. Соседи и друзья Пушкина, вроде их семья была прототипами Лариных, поэтому в усадьбе есть и аллея Татьяны и скамья Онегина. Там с удовольствием гуляем, смотрим купальню и солнечные часы, очень красивые виды на речку с высокого берега. Облака отражаются в воде и полная тишина и спокойствие. Ходим и представляем чем могли заниматься хозяева, их ежедневную жизнь. Усадьба там тоже восстановлена и, по моему мнению, пластиковые окна – это уже перебор, но им виднее. Комары продолжают лютовать и мы решаем не ехать в третью усадьбу Петровское, потому что на комариные укусы дети реагируют не очень хорошо. Впечателние от усадеб самое положительное, территория ухоженная, видно заботу смотрителей. Возвращаемся через населенный пункт Остров, там какой-то подвесной мост. Еще прочитала, что в Пскове есть Мирожский монастырь с фресками, а я после Новгорода стала фанатом фресок, но сегодня он не работает, ждут какую-то делегацию. Ну значит не судьба. Кораблей тоже замечено не было, значит нам остается пообедать и ехать в отель отдыхать перед завтрашней дорогой.

14.06.12 Луг в Тригорском Памятник княгине Ольге

Обратная дорога, хоть и была на 200 километров длиннее дороги туда, была намного более приятной. В Москву въезжали по Новорижскому шоссе. В дороге останавливались перекусить, но место не понравилось, поэтому и рекомендовать его не буду.

Общие выводы:

- Отличный вариант проведения праздников. Я думаю, что и зимой там интересно.

- Чудесные Пушкинские места, тоже, наверное, хорошо в них и зимой

- Мне больше всего понравился Новгород и фрески в его соборах.

- Гостиницы обе тоже могу порекомендовать, вполне приличные места

- По поводу еды, отравлений не было, не сказать, что очень вкусно, но есть можно. В последний день я, правда, расслабилась, и салат с майонезом поела, потом жалела.

- Поехать в эти места рекомендую обязательно.