Когда я готовилась к вступительному экзамену по географии в институт, нужно было выучить «номенклатуру», то есть уметь показать на карте многие объекты, и тогда, наряду с речкой Брахмапутра, меня очень забавляло название Варангер-фьорд. Находился он в Норвегии и тогда я впервые услышала про фьорды, но совершенно не представляла себе, что это такое. Шли годы. Сейчас я уже не помню, когда мне захотелось в Норвегию. Это было точно тогда, когда детей было двое и они не были школьниками, потому что если ребенок не ходит в школу, то отдыхать с ним можно и нужно не летом, когда самые высокие цены и самые большие толпы. Но у школьников выбор невелик, поэтому я

     отодвигала свою мечту на время, когда летний отпуск станет необходимостью. И вот школьников уже двое, а детей уже трое и младший, конечно, маловат, но болезнь моя прогрессирует, и никто не знает, буду ли я ходить через год, а тем более 5 лет, так что надо ехать, тем более премию годовую мужу дали и мы, выбирая между ремонтом и Норвегией, конечно, остановились на последней. Плакат с Норвежским фьордом висит у меня на внутренней стороне входной двери уже года 3 и мотивирует меня на поездку.

     Примерно после Нового года стало понятно, что мы скорее всего поедем и началась проработка того, что мы там будем смотреть. Я читала отчеты и копировала себе в файлик понравившиеся достопримечательности.

     В голове, конечно, была каша из названий, тем более что нужно было смотреть не города и их окрестности. Сразу было понятно, что поедем мы на нашей машине, это было выгоднее, чем лететь самолетом и брать машину на прокат. Где-то в марте мы озаботились билетами на паром, взяли экономичную четырехместную каюту без окна и туда и обратно. Паром Викинг лайн. Туда отправляется из Турку в Стокгольм, обратно из Стокгольма в Хельсинки. Билет каждый стоил на всех и

     машину порядка 100 евро. Теперь черед жилья, но вначале мы на карту нанесли выбранные достопримечательности и определились с балансом между тем, чтобы не мотаться каждый день по 300 километров в одну сторону, но и не переезжать каждый день в новое место. Еду решили по максимуму брать с собой, там с одной стороны все дорого, а с другой кемпинги находятся не в городах и готовить все равно самим. Также взяли свое постельное белье, за него берут дополнительные деньги, кроме того финальную уборку при выезде мы тоже планировали делать самостоятельно, за это дерут просто нереальные деньги, поэтому и швабру я свою положила, вдруг там не будет. Жилье мы брали с удобствами в домике, все-таки ночью в туалет куда-то ходить - радость небольшая. Жилье в среднем получилось 80 евро за ночь.

     В итоге у нас получился следующий маршрут:

     26.05 (пт)– Выезд в 00 ночи или чуть ранее. Заезжаем в Пушкин, там смотрим лицей и гуляем по парку Екатерининского дворца, в сам дворец не идем. Затем в Выборг, ночь в гостинице Северная Корона

     27.05 (сб). Выезд часа в 4-5 утра. Едем через Торфяновку в Хельсинки прогулка по центру, потом до Турку, там садимся на паром.

     28.05 (вс). Прибытие в Стокгольм в 6.30 утра едем до Андалснеса (870 км, 10,5 часов). Кемпинг Trollstigen Resort

     29.05 (пн) Утром Атлантическая дорога. Оттуда до Андалснес и потом лестница Троллей Переезд в Гейрангер, Кемпинг Fossen Camping на 4 ночи.

     30.05 (вт) Утром в Алесунд Обратно уже в Гейрангере Далснибба, кресло, смотровая площадка

     31.05 (ср) Гейрангер. Лодка или кораблик (круиз по Фьорду). Поездки по окрестностям

     01.06 (чт) Резервный день в Гейрангере. Может быть Storsaterfossen– 4 км на машине, потом пешком.

     02.06 (пт) Утром к леднику Nigardsbreen (238 км, 4 часа 15 минут). После едем в следующий кемпинг L?rdal Ferie- og Fritidspark на 2 ночи. Может быть успеем во Флом (жел.дорога)

     03.06 (сб) Снежная дорога и смотровая площадка. Если не успеем Флом вчера, тогда туда тоже.

     04.06 (вс) Водопад Твиндефоссен, Берген Затем в Кинсарвик – заселение в кемпинг Kj?rtveit Camping на 3 ночи, По пути Steinsdalsfossen Возможно долина водопадов.

     05.06 (пн) Перекрёсток фьордов, водопады Latefossen, Vidfossen, Лангфоссен.

     06.06 (вт) Водопады Voringfossen Если не успели позавчера, то в долину водопадов

     07.06 (ср) Переезд в следующий кемпинг Hamrane Hyttefelt

     08.06 (чт) Утром Прекенстолен. Если плохая погода (в дождь ничего не видно), то круиз по Lysefjorden.

     09.06 (пт) Утром выезд в 4 утра, переезд в Стокгольм. Отель Slagsta Motell & Wardshus на 1 ночь

     10.06 (сб) Утром смотрим метро и Стокгольм, что получится. В 16-30 отправляется паром до Хельсинки, ночь на пароме.

     11.06 (вс) Прибытие в Хельсинки в 10:10. Небольшая закупка санкционных продуктов. Переход границы. Поездка в сторону Москвы. Если устаём, то ночуем в мотеле. Иначе – едем дальше.

     12.06 (пн) Прибытие домой.

     Закупив три большие сумки продуктов и взяв просто гору вещей, которые мы предварительно загрузили в машину с вечера, в 12 ночи мы стартовали. Сразу забыли все, что связано со школами-работами-делами. У нас начинается путешествие! Забыли настолько хорошо, что по возвращению я не могла вспомнить какая домашняя зубная щетка моя.

     День первый. Дорожно-Пушкинский.

    

    

     В дороге останавливаемся на нашей любимой заправке «Газпромнефть», чьи сосиски любит вся наша семья. Наблюдаем красивый восход примерно в 2-30 ночи – едем в край белых ночей. В Царское село или город Пушкин приезжаем в 10 утра. Сразу покупаем билеты в парк (120 взрослый) и я решаю проверить, работает ли музей в Царскосельском лицее, в который я хотела попасть, но вроде в этот день он не работал, согласно путеводителю. Но информация оказалась устаревшей, музей был открыт, и его сотрудники отнеслись к нам по-доброму, присоединили к экскурсии и разрешили сразу пойти смотреть музей. Мы пошли с Катериной, а мальчики пока гуляли на улице, билет стоит 220 рублей взрослый и 100 рублей детский. Внутри мне очень понравилось, такое все там настоящее: и комната классная, где отличников сажали на первые парты, а троечников на галерку, и табель успеваемости с фамилией Пушкина, и комнатушечка его крошечная, и картина Репина знаменитая с Пушкиным на выпускном экзамене, одним словом - прониклись. Выходим на улицу и в обход Екатерининского дворца идем гулять в Екатерининский парк, приняв его вначале за Александровский.

    

     Очень живописные места, прудик такой чудесный, гроты, собирался дождик, но так и не собрался. Мы детям сказали, что тролли норвежские смотрят за нами в поездке и за плохое поведение посылают дожди, так что только тучки набежали, Катя, Паша, смотрите, тролли на вас сердятся. Полюбовавшись снаружи на дворец, в который мы, надеюсь, попадем в июле, мы выдвигаемся в Выборг. Дорога занимает 2 часа, номер хороший, но без холодильника. Попросились в общественный. По нашей традиции, любим защелкнуться в номере так, что пришлось вызывать слесаря, спаслись. На ужин идем в знакомую нам Додо пицца. Завтра граница. Выборг мне чем-то напомнил Брест такой же близостью к границе и ароматом начинающегося приключения.

     День второй. Финско-паромный.

    

    

     Ранний выезд в 5 утра, чтобы успеть пройти границу без очереди из питерцев, едущих на шопинг в Финляндию. Волновались насчет того, как пропустят нас с нашими тушенками-паштетами, вроде это в ЕС ввозить нельзя. Также я не знала, как отнесутся к моему лекарству со шприцами. Сделала справку для этого, но только на русском языке. В итоге нас вообще не досматривали и весь наш багаж мы привезли с собой. Граница запомнилась сильным холодом, полным отсутствием машин и лосем, выходящим из леса.

     Едем в Хельсинки и примерно час кружим по центру города в поисках парковки не по 8 евро в час. В итоге находим подземную за 2 евро в час. Идем к белокупольному собору, к которому надо подниматься по высокой лестнице, но мы останавливаемся у ее подножья у памятника Александру вроде второму. Дальше шагаем к красному собору, он тоже стоит на возвышении, потом черед рыночной площади в порту, там все традиционно: рыба, еда, сувениры, открытки. Возвращаемся к машине и едем к церкви в скале. Саша уже был в Хельсинки и мог посоветовать достопримечательности для осмотра. Церковь производит впечатление своим огромным железным куполом и стенами как в пещере. Осматриваем мы ее недолго, всех туристов просят удалиться, там запланирована свадьба. Нужно немного закупить продуктов, которые мы не стали везти из России вроде молока или картошки. Для этого нам подходит торговый центр Jumbo.

    

     Обратила внимание, что стерилизованного молока с большим сроком хранения почти нет, еле нашли его. А в Норвегии вообще все молоко только в холодильнике. Понравились соленые огурцы в железных банках, похожие на те банки, в которых раньше у нас селедку продавали. Еще удивило в Финляндии, что в каждой туалетной кабинке есть небольшой душик, даже на заправках, в Норвегии такого не заметила. И еще, трудно понять надписи-указатели на финском. Конечно, они дублируются… на шведском языке. Так что приходилось спрашивать, с английским разговорным там все хорошо. Едем в Турку, наш паром отправляется оттуда, регистрируемся, понравилось то, что посадочные талоны как в самолете и их можно использовать как карточки для открытия каюты. Я в первый раз еду на пароме, каюта наша небольшая, чуть больше чем купе в поезде, но душ-туалет там есть. Детям паром понравился очень, с удовольствием носились по палубам и с важным видом разъезжали на лифтах. Паром задержался с отправкой на 2 часа, а в Стокгольм прибыл с часовым опозданием.

     День третий. Долгая дорога и первые водопадные потрясения.

    

    

     Прибывали мы рано по расписанию и на час позже по факту из-за вчерашней задержки отплытия. Уборщики кают так торопились с уборкой, что сняли белье в нашей каюте тогда, когда мы еще из нее не съехали, а просто пошли посмотреть на прибытие парома на палубу. Кофе на пароме дорогой и, как и во всей поездке, невкусный. На завтраке была удивлена, увидев детей с тарелками каши. Мои в поездке расслаблялись на завтрак хлопьями с молоком. Из наблюдений: на пароме было много пассажиров с собаками и далеко не всегда карманными. Для собак был установлен такой большой лоток на одной из палуб, но некоторые свободолюбивые особи им не воспользовались и сделали свои дела прямо на прогулочной палубе. И хозяев с пакетиками я что-то не заметила.

    

    

     Нам сегодня ехать почти тысячу километров, вначале по территории Швеции, а потом Норвегии. Припасов с собой у нас не было, уже третий день мы в дороге, обходились сухим пайком: сухарики, сушки, печенье овсяное и «Мария» и карамельки, - всем тем, чем нельзя испачкать машину. Фраза: «Мама, дай каетку», - стала лейтмотивом поездки наряду с фразой: «Где Миша?» На остановках покупали сосиски «хот доги», что интересно, тебе дают булочку с сосиской, а кетчупы-горчицы ты добавляешь сам, там стоят специальные краники.

    

    

     На одной из заправок видели огроменного деревянного солдата, даже не знаю, что он символизирует. Дороги в Швеции и частично в Норвегии, по которым мы ехали, мы назвали монакскими из-за узости полос и железных столбиков вдоль них. По такой дороге надо ехать с постоянной 100%-ной концентрацией. А мы с нашей тушенкой рано расслабились, потому что Норвегия, как оказалось, входит в Шенген, но не входит в Евросоюз, поэтому на своей границе может досмотреть машину на предмет несанкционированных объектов. Нам повезло, нас никто не досматривал, но мы и ехали не через Осло, а вот на обратном пути ехали по ослинской дороге и видели как машины досматривали.

    

    

     Мы въехали в Норвегию, проезжаем мимо города Лилихамер, ищем следы прошедшей олимпиады, видим только что-то похожее на трамплин, объезжаем красивое озеро, созваниваемся с хозяином и подтверждаем, что мы приедем, хоть и поздно. По бокам от дороги живописные лужайки, расположенные иногда на крутых склонах, на которых пасутся овечки-скалолазки, у каждой сейчас 1-2 малыша, такая идиллическая картина! Когда остается уже немного, заезжаем в такую долину, что просто открываем рты от изумления, по склонам гор бежит огромное количество водопадов, просто все горы в них, сейчас как раз активно тает снег и все водопады полны воды. Мы просто несколько минут стоим и любуемся этой красотой, при том что этих водопадов нет в списке тех, которые мы планируем увидеть, это просто безымянные водопады по дороге. Под конец поездки мы уже реагировали спокойнее. К водопадам привыкли, и только Миша спрашивал меня: «Мама, крутой?»

    

    

     Приезжаем в наш первый кемпинг уже около 10 вечера, в дороге провели более 12 часов и муж так устал, что на последней заправке спрашивал у меня: «С какой стороны в нашей машине бензобак?» В нашем домике почему-то нет света в спальне, но мы так устали, что не идем ругаться, быстро разводим пюре и падаем спать. Хозяин на завтра нам пообещал дождь.

     День четвертый. Дорога в облаках и сюрприз от троллей.

    

    

     Утром мы видим, что прогноз оправдывается: на небе тучи и ночью был дождь, но дорога Троллей так близко, что мы решаем рискнуть и поехать на нее сегодня, чтобы не мотаться потом из Гейрангера. Пока едем, настроение самое пессимистичное, временами мы просто едем в облаке и видимость близка к нулевой, хорошо, что и трафик на дороге практически такой же. Останавливаемся у огромного водопада, опять любуемся горами с огромным числом водопадов и водопадиков. Приезжаем наверх и о чудо, небо проясняется, облака уходят, вся дорога внизу прекрасно видна и со смотровых площадок открываются чудесные виды, явно, без вмешательства троллей не обошлось.

    

    

     Людей наверху совсем мало, и мы вволю можем на все насмотреться с самых интересных точек. Заходим в сувенирный магазин, покупаем наклейки со знаком «Осторожно, олени» и «Осторожно, тролли». С почтовой маркой вышла заминка, продавец не мог сообразить где Россия и переспросил: «Россия – это Европа?».

    

    

     Дальше у нас по плану Атлантическая дорога, которая построена практически по морю, особенно здорово ехать по ней в шторм, когда море захлестывает, но сегодня ясное небо. Особенно поражает один вид, когда мост как бы уходит в небо, но это вопрос ракурса, опасного ничего там нет. Дальше у нас первый норвежский паром и мы немного ошибаемся, на знаке написано: для машин 1-я и 2-я линии, в 1-й линии стоит машина и мы становимся во вторую. Но потом узнаем, что во вторую линию можно вставать только тогда, когда заполнена первая. Больше не ошибались, хотя паромов сегодня было аж 4 штуки, зачастую плыть совсем не далеко и мы не выходим из машины, но последний

    

     паром сегодня у нас долгий и самый дорогой, на всех с машиной почти 100 евро. Причем на этот паром нас привел навигатор, это паром по Гейрангеру, самому красивому фьорду Норвегии. На этом пароме мы планировали покормить чаек, но теперь там висит знак «птиц не кормить», а мы-то надеялись. В принципе у нас был запланирован круиз по Гейрангеру, но позже, но если уж так получается, то получится круиз на рейсовом пароме. Практически все время провела на верхней палубе, очень красивые виды вокруг. Прибыли в Гейрангер, сразу поехали в кемпинг, от пристани совсем недалеко, кемпинг отличный, самое лучшее – вид из окна на фьорд. Хотелось снимать его постоянно, как же тут красиво!

     День пятый. Слегка городской.

    

    

     С утра облачно, даже окружающие фьорд горы посредине покрыты облаками. Утром мы увидели у пристани круизный корабль, первый в этой поездке и далеко не последний. Но мы не останавливаемся и по дороге Орлов едем в город Олесунд. Заезжаем в магазин Coop, там безуспешно пытаемся найти сливочное масло, которое не везли из России, прослышав про чудесную Скандинавскую молочку. Облазили весь магазин, но везде только маргарины. Решили спросить у кассира, она повела нас обратно к тому холодильнику, где мы были, показала на один товар, сказала, вот это масло хорошее. Ну что это за масло, в составе которого растительное масло и еще куча всего. Наверное, скандинавы больше боятся холестерина, чем трансжиров.

    

    

     Сначала мы едем на панорамную точку Аксла и в принципе по силе впечатления, можно в сам город не ездить, самый красивый вид на город именно сверху. Но мы на полпути не останавливаемся и спускаемся в сам город, паркуемся за 2 евро/час и понимаем, что шанса потратить наличные норвежские кроны у нас может и не быть. Карточки принимает даже парковочный автомат, не говоря о магазинах. Идем гулять по городу, домики красивые, но какие-то новодельные, хотя стихийное бедствие, которое разрушило город, было почти 100 лет назад. Погода была пасмурная со срывающимся дождем, поэтому в час мы нашу прогулку-ознакомление с городом уместили. Едем обратно опять по Дороге орлов и на подъезде к панорамной точке видим просто столпотворение на дороге. Движение перекрыто, люди ходят по дороге, мы думали или авария или автобус сломался. Оказалось – нет, просто люди фотографируются. Через минут 5 все

    

     рассосалось, люди разошлись по автобусам и мы поехали дальше. Мы не торопимся, подождем пока отплывет круизник и увезет всех туристов, а мы приедем вечером и в одиночестве все посмотрим. Возвращаемся в кемпинг, обедаем супом со звездочками на веранде с видом на Гейрангер. Надо сделать отступление про еду: дети с восторгом отнеслись к походной еде, им она была в новинку, но и растворимое пюре и суп из пакетов и макароны с тушенкой они ели с большим удовольствием.

    

    

     Возвращаемся обратно на панорамную точку на дороге орлов, сейчас там безлюдно и просто до слез красиво. Решаем попробовать попасть еще на одну панорамную точку – Далсниба. Это самая высокая точка у Гейрангера – 1500 метров, но возвращаемся, не доехав до конца. Погода наверху пасмурная, видно ничего не будет, вернемся в другой день. Останавливаемся еще на одной панорамной точке, там есть такой утесик с красивым видом на фьорд, но муж фотографировать меня на нем отказался – боязнь высоты.

     День шестой. Панорамно-видовой.

    

    

     Сегодня с утра пасмурно и небольшой дождик, мы гуляем по территории кемпинга на детской площадке с батутом и качелями. Часов в 11 распогодилось и мы решаем ехать на Далснибу, предварительно заехав в туристический офис, без особых успехов. На этот раз на Далснибе все прошло успешно, за въезд берут 13 евро, облачка были, но быстро пробегали, так что мы все смогли увидеть, но я не согласна с тем, что это самая красивая панорамная точка, на мой взгляд высоковато. Можно сравнить с третьим уровнем Эйфелевой башни, с которой вид хуже, чем со второго. Наверху еще снег, вдоль дороги метра 3-4.

    

    

     Обратно мы останавливаемся на парковке у вчерашнего утеса и все так складывается, что мы встречаем пару из России и они соглашаются меня сфотографировать на этом утесе. Интересно то, что это был единственный случай, когда мы видели русскую машину в Норвегии. Кроме утеса на этой парковке есть еще и трон королевы Софии с, на мой взгляд, самым красивым видом на Гейрангер. С чувством морального удовлетворения возвращаемся в кемпинг, на этот раз вареная картошка с тушенкой на веранде с видом на Гейрангер. Вечером спускаемся к причалу, гуляем по пустынному поселку, круизник уплыл, и поселок опустел, в отелях пока никого, сезон только-только начинается.

     День седьмой. Прощальный.

    

    

     Сегодня у нас последний день в Гейрангере. Вначале мы планировали покататься на кораблике, но этот пункт мы выполнили в первый день, так что день оказался резервным. Мы не спеша прокатились по красивым панорамным точкам, еще раз посмотрели на всю эту красоту. Была у меня идея попробовать фьорд, соленая ли там вода, пошли по камешкам, но были остановлены из-за того, что на пути было гнездо чайки, значит другой фьорд

    

     попробую. Решаем все-таки попить кофе в первый раз за поездку, заказываем фирменные норвежские блинчики с незапоминаемым названием, совершенно обычный вкус, а кофе просто невкусный. На фоне всех дорогих цен в Норвегии относительно недорогое мороженое, поэтому покупали его упаковками по 6 или 10 штук почти каждый день. Вечером хотели проводить круизник, но он почему-то уплыл раньше, и мы увидели только его хвост. Вечером немного взгрустнулось, хоть и поездка еще вся впереди, но с Гейрангером надо попрощаться.

     День восьмой. Героический.

    

    

     Утром помыла полы и навела порядок в домике, такие тут правила. Мы со слезами прощаемся с Гейрангером, последний раз смотрим на него с трона Софии и едем в сторону Далснибы, причем уходим еще дальше в горы, там просто еще зима, озера подо льдом, очень много лыжников даже на беговых лыжах, чуть ниже ранняя весна с нераспустившимися листьями и только внизу уже норвежское лето.

    

    

     Завтракаем на парковке и едем к леднику. Ледник это такой, доисторический, где лед голубого цвета. Называется Nigardsbreen. Он раньше спускался в озеро, но сейчас понемногу тает и уменьшается в размерах. Вроде как по озеру можно доплыть на лодке, а потом немного пройти и вот он – ледник. И как-то все легко и беззаботно ожидалось. Не сразу сообразили докуда можно ехать на машине, но потом разобрались. Лодок не увидели и решили идти пешком вдоль озера, как-то нам показалось недалеко. Но нетрудно и недалеко – это если с вами нет двухлетнего ребенка и плохо ходящего человека с проблемами с координацией. Дорога представляет собой перепрыгивание с

    

     одного большого камня на другой, мне было очень трудно, ботинки туристические я не надела и очень быстро сбила ноги до неходячего состояния. Саша с мальчиками меня уже возле ледника оставили и пошли к нему сами, но дойти не смогли, близость его обманчива. Надо выбираться обратно, лодку найти не удалось, Саша детей посадил в машину, а сам пришел мне помогать. Чудом никто не подошел к машине и не обратил внимание, что дети одни. Одним словом, все закончилось хорошо, но было очень страшно. Надо было лодку находить и ехать на ней.

    

     Потратив гораздо больше времени, мы приезжаем в наш следующий кемпинг в Лаердале и наши злоключения на этом не заканчиваются. Выясняется, что я по ошибке забронировала номер без кухни и свободных номеров нет, на удивление кемпинг заполнен под завязку. Ладно, не будем грустить, кипятим на общественной кухне, на которой индийская семья жарит что-то очень рыбно-вонючее, воду и ужинаем в номере Дошираком.

     День девятый. Железнодорожно-автодромный.

    

    

     На сегодня у нас запланирован проезд по высокогорной железной дороге в городке Флом. По прогнозу там сегодня ливни, но прогнозы нас в этой поездке часто подводили, поэтому мы все равно едем. По дороге туннель 25 километров длиной. Серьезно. Билеты на поезд – 140 евро. Виды из окон очень красивые: водопады, долины, горы, реки и все в таком духе. Примерно посредине остановка у водопада, который очень сильно брызгается, после этого вспышка в фотоаппарате работать перестала. Включают музыку и женщина в красном платье бьется в танце у водопада. Дорога у нас была туда и обратно. Многие доезжают только до верха и обратно едут на велосипеде или идут пешком. Возвращаемся во Флом, опять мороженое в супермаркете, вода в Норвегии 3 евро за 1,5 литра. С такими ценами мы очень быстро перешли на питье воды из-под крана.

    

    

     Дальше у нас по плану снежная дорога и снега на ней вполне хватает, местами вдоль дороги метра 4, но снег тает, конечно, легла на снег на минутку и джинсы мокрые. Приезжаем на панорамную точку Стегастейн со стеклянной загородкой. Вид на фьорд завораживающий, не хочется уходить. Обязательная программа на сегодня закончена, дождя не было. Вот и верь прогнозам.

    

    

     Вечер проводим в кемпинге, в нем детский отдых поставлен на широкую ногу, большие и интересные площадки, большие батуты с сеткой, но главное – автодром с веломашинами, дети наши на нем колбасятся 3 часа и не хотят уходить. Платишь за сутки и катайся сколько хочешь, с нас взяли меньше, потому что не полный день мы там были. Вечером небольшая прогулка, наконец попробовала воду во фьорде и она несоленая оказалась, наверное, слишком много рек в него впадает и в своем конце он несоленый уже. Была возможность даже посидеть на берегу фьорда в шезлонге и посмотреть на красивый закат – отпуск!

     День десятый. Водопадно-городской.

    

    

     Вчерашний безоблачный и безветренный закат сменился утром дождем, что для нашей поездки типичная ситуация, очень часто с утра был дождь, а к вечеру ясно. Выезжаем пораньше, думаем позавтракать в дороге, там часто встречаются знаки «елочка», где есть столики и туалет почти всегда. Но дождь не прекращается и елочки все мокрые. Спасла нас заправка Шелл со столиками под навесом. Сегодня мы едем в еще один город – Берген, по

    

     пути останавливаемся у водопада Твиндефоссен. Красивый: шумит, водой брызжет. Успели сфотографировать до прибытия автобуса с туристами, вспышка на фотоаппарате так и мертва со вчерашнего дня. Муж решает, что дождей нам маловато и покупает солнечные очки. Шанс надеть их у него появился уже только в Стокгольме. Вот поэтому я никогда не беру в отпуск солнечные очки и всегда беру дождевик, и с погодой нам обычно везет.

    

    

     По дождю прибываем в Берген, паркуемся в центре на подземной парковке, облачаемся в дождевики и идем осматривать город. В Гейрангере встретили русского, который живет в Норвегии и возит туристов по фьордам, так он нам Берген хвалил и сказал, что надо обязательно заехать. Шагаем мы к набережной, она, конечно, насквозь туристическая, магазин на магазине, а рыбный рынок вообще аттракцион для туристов. Рыбы там мало, зато много глазеющей публики, Мише нашему понравился огромный краб в аквариуме. Прошлись по набережной, некоторые дома в ремонте и фасады затянуты клеенкой в цвет прошлых домиков, смотрится не очень вблизи. На рыбном рынке ничего не покупали,

    

     готовую еду я побрезговала, да и дорого, а сырую рыбу брать боязно, кто знает, где мы ее сможем приготовить. Вот что очень понравилось – цветущие деревья и розового и белого и фиолетового цветов. Вначале я подумала, что это сирень, но вблизи увидела, что листья другие. Возвращаемся к парковке немного другой дорогой, городок в его нетуристической части очень милый. Какие-то туристы спрашивали у нас вначале как пройти к рыбному рынку, а потом интересовались тем, какая религия в Норвегии, но я и сама хотела бы это узнать, церкви мы видели, но в них не заходили. Еще мы хотели посмотреть на Берген сверху, там ходит наверх такой специальный автобусик, но облака висели так низко, что ехать не было смысла.

    

    

     Мы едем в следующий кемпинг, по пути заезжаем к водопаду Стейндалсфоссен. Знаменитый водопад, под которым можно пройти. Там все оборудовано и от парковки близко идти. Очень впечатляющее зрелище, такая масса воды! В кемпинг едем по мосту и через туннель с круговым перекрестком внутри. На этот раз мы приехали в Эйдфьорд, продолжение Хардангер фьорда. Когда платили за апартаменты, хозяин назвал сумму большую, я спорить не стала, а Саша вернулся в номер, открыл их сайт и с планшетом опять вернулся на ресепшен. Хозяин согласился, что информация на сайте устаревшая, но это его проблема, а не наша, и разницу (примерно 15 евро) нам вернул. Я сделала для себя вывод, что в бронировании надо указывать не только дату, но и цену.

    

    

     Апартаменты у нас отличные, часть дома с верандой и видом на фьорд. Вечером едем еще раз посмотреть на большой мост. Дождь, как обычно вечером, закончился, погода наладилась. Обдумываем, как потратить наличные кроны, которые купили перед поездкой и ни одной пока не потратили.

     День одиннадцатый. Водопадно-походный.

    

    

     Сегодня у нас запланирован трек на перекресток фьордов, но уже выехав видим такую погоду, что решаем переиграть и пойти в долину водопадов, там не так высоко и низкая облачность картину не испортит. 1-й водопад долины находится уже у парковки, а до второго можно идти или по тропе или по дороге, но мы сворачиваем с дороги возле плотины и идем по тропе, это было ошибкой, в дождь тропа очень скользкая и с малышом непроходимая, поэтому мы второй водопад увидели, но до более-менее приличной панорамной точки дошел только Саша. А мы вернулись к машине. Дождь так и не перестал.

    

    

     Возвращаемся в кемпинг, в кои-то веки ребенок спит днем не в машине, а на кровати. Погода немного налаживается и мы решаем, что походов на сегодня достаточно, поедем-ка мы на самый знаменитый норвежский двойной водопад Ворингфоссен. У него есть несколько обзорных точек. Первая – самая очевидная и популярная, вторая подальше и если не знать, то можно ограничиться первой, а ведь со второй вид гораздо красивее, находится она у отеля Фоссли и вид там просто сногсшибательный. Возвращаемся обратно по серпантину, который проложен внутри горы, вечер проводим у нас на районе.

     День двенадцатый. Познавательно-гастрономический.

    

    

     Утром раздергиваем шторы на окнах, которые из-за белых ночей обязательны, и видим за окном огромный круизный корабль. Как он смог бесшумно подойти и пришвартоваться – загадка. Но народу в нашем городке сразу прибавилось. Некоторые китайцы приняли нашу веранду за арт-объект и фотографировались на ней. Мы все-таки настроены посмотреть на перекресток фьордов, едем, невзирая на облака и дождь, дорогу даже находим и до карты доезжаем, но потом понимаем, что ехать по такой погоде по грунтовке неизвестно куда очень рискованно, тем более что вокруг ни души, никого этот маршрут не привлек. С грустью поворачиваем обратно.

    

    

     Заходим в туристический офис, многолюдный из-за круизных туристов, берем проспекты и обнаруживаем один интересный объект. Есть в этих местах одна заброшенная ферма, от нее открывается красивый вид на фьорд. Я про нее читала, но идти туда часа 2 и тропа непростая, поэтому я ее в список не включила. Оказывается, есть к ней и автомобильная дорога, часть ее проходит по неосвещаемому туннелю и поэтому движение там осуществляется

    

     по часам. Первые полчаса часа едут вверх, вторые полчаса – вниз. Все у нас получилось. На стоянку приехали, до фермы там 5 минут идти. У фермы нас ждал небольшой урок истории от шведов, которые пришли туда пешком и очень хотели рассказать нам историю этой фермы, о которой даже фильм снят. Послушала с удовольствием, пока Саша бегал за Мишей. От фермы открывается очень красивый вид на Эйдфьорд, а вот чтобы увидеть саму ферму на фоне фьорда надо подняться еще выше, но я до конца не дошла, пришлось срочно возвращаться к машине, подходило время движения вниз по туннелю.

    

    

     Воспользовавшись относительно свободным днем, решаем пожарить лосось на гриле. Гриль одноразовый куплен уже давно, лосось замороженный и сосиски тоже купили и пожарили у нас во дворе. Очень вкусно, а одноразовые грили вообще отличная идея. Вечером провожаем круизный корабль, забегаем в супермаркет за 2 минуты до закрытия, чтобы купить мороженое. Вечером дети допоздна на детской площадке, в этот раз у них есть песочница – не оторвать было даже Пашу.

    

    

     В качестве отступления хочу сказать про туннели. В Норвегии их великое множество, есть и огромные по 25 километров и неосвещенные, и с подсветкой, и с круговыми перекрестками и с серпантином. Зачастую треть пути проходила по туннелям.

     День тринадцатый. Разведовательно-грустный.

    

    

     Утром делаю уборку и мы уезжаем, до следующего кемпинга примерно 5 часов. По дороге у нас 3 водопада: первый – падает ступенчато, фотографируем его с дороги не останавливаемся, второй – очень мощный и двойной, там делаем небольшую остановку, третий – большой и длинный, падает прямо во фьорд, у его подножья завтракаем.

    

    

     Кемпинг наш – это целая ферма с пастбищами для овец, а домики расположены удаленно друг от друга в лесу. В домике висит просьба сохранить хрупкую северную природу, первые 72 часа после въезда в страну никаких животных не трогать и вообще ничем своим не кормить.

    

     За окном пасмурно, дождь. Мы едем на разведку к Прекенстолену. План был идти туда рано утром, пока народу там ходит немного, поехали выяснить как организована парковка. Здесь, как и многое в Норвегии, автоматизировано и парковочный аппарат принимает карты, парковка стоит 20 евро. Встретили машину с украинскими номерами, владельцы ее только спустились сверху, говорят, что подъем трудный, но сверху кое-что можно увидеть сквозь облака. Мы возвращаемся, закупаемся в магазине коричневым сыром, покупаем на улице клубнику у девочки, которая отвечает нам на хорошем английском. Возвращаемся в домик, дождь усиливается и по прогнозу завтра ливни весь день. Грустим, но еще надеемся…

     День четырнадцатый. Дождливый.

    

    

     Ночью несколько раз просыпалась и слышала шум дождя, утром дождь все также шел и горы были в облаках. Эх, поход на Прекенстолен отменился, значит едем в Ставангер, будем плавать по фьорду. Берем за 110 евро семейный билет на круиз и в ожидании отправления немного прогуливаемся по дождливому городку, похожему, на мой взгляд, на Берген. Корабль у нас большой, а народу на нем совсем мало, не сезон еще. В программе, кроме самого фьорда, был заплыв в ущелье под музыку Грига, осмотр двухцветных козлов с воды, подплыв к водопаду до брызг от него и какая-то история про тюленя, которого мы не увидели. Прекенстолен мы увидели с воды и поняли, что

    

     совершенно правильно не пошли на него, верхушки не видно, она в облаках, а это значит и сверху не видно ничего. Возвращаемся домой и по норвежской традиции выглядывает солнце, но идти уже поздно, не успеем спуститься. Значит этот подъем случится у меня в другой раз, так я надеюсь. А пока последняя уборка в домике и сбор вещей в дорогу. Завтра начинается наш путь домой.

     День пятнадцатый. Дорожный.

    

    

     Выезжаем в 3-40, чтобы успеть на первый паром в 4-40, пока едем, 2 раза дорогу перебегают олени, один раз в опасной близости, а мы-то думали, что знаки предупреждающие для красоты висят. Едем и с грустью прощаемся с Норвегией и обещаем вернуться. Дорога заняла у нас 13 часов. Останавливаемся в Мотеле под Стокгольмом, идем ужинать в самый крупный магазин Икеа, но не успеваем – ресторан закрывается. Тогда открываем для себя пиццу Хат. Ощущение как от возвращения из похода. Чистая белая постель и еда, которую не я готовила.

     День шестнадцатый. Стокгольмский.

    

    

     В первый раз за всю поездку идем на завтрак, который приготовила не я сама, а специально обученные люди. Завтрак стандартный. Едем в Стокгольм, живем мы в пригороде. Вначале хотим посмотреть на интересное стокгольмское метро, некоторые станции оформлены с выдумкой. Покупаем билеты, взрослый – 40 крон, дети по выходным бесплатно, билет действителен 75 минут и за это время мы филигранно успели посмотреть все интересные станции из списка. Само по себе метро интересное – станции вырублены в горной породе и зачастую вид как в пещере, а иногда еще эти своды пещеры раскрашены. Нам понравилось, с московским метро не сравниваем, с ним сравниться не может никто. Дальше мы едем в центр Стокгольма, хотим гулять по его исторической части, но у нас ничего не получается: людей очень много, Миша за руку идти не хочет, поэтому мы, посмотрев какой-то выход оркестра на лошадях,

    

     покупаем билет на Бас Туристик и больше часа катаемся по Стокгольму, нигде не выходим, в Стокгольм мы еще вернемся, город в первом приближении мне очень понравился. Одна из остановок туристического автобуса как раз терминал, откуда нам уезжать на пароме и где стоит наша машина. Мужчины едут еще в магазин за колбасой, мы с Катериной перепаковываем вещи и готовимся к посадке на паром. Прибегают запыхавшиеся мужчины и мы грузимся на паром.

    

    

     Здесь надо сделать отступление про паспорта: их спрашивают крайне редко даже в обязательных, казалось бы, случаях. У нас их не попросили ни разу при поселении в кемпинги, даже при посадке на паром просто уточнили фамилию и паспорта не стали смотреть. Багаж не проверяли ни разу. Я убедила себя, что специальные собаки ходят по палубам с машинами и вынюхивают нет ли взрывчатки, потому что никакого досмотра нет и в помине. А я-то переживала, что меня со шприцами и лекарствами не пустят на паром. В этот раз у нас палуба нижняя, под машинной, Вай фая и телевизора тоже нет, сам паром просто более старого года постройки, чем тот, на котором мы плыли туда. Так же бегали по палубам за Мишей, так же смотрели на пейзажи за окном.

     День семнадцатый. Длинный и последний.

    

    

     В Хельсинки мы прибываем по расписанию, только выезд задержался из-за того, что некоторые москвичи не торопились занять место в своей машине и пришлось их дожидаться и менять очередность выезда. Сразу едем в торговый центр, немного закупаемся санкционными продуктами и едем к границе. По дороге заезжаем еще в один магазин, заточенный под русских туристов, ценники на русском и продавцы есть русскоговорящие, там мы покупаем рыбу и вот она – граница, финская часть без задержек, на российской стороне 2 часа простояли, ничего не досматривали. Потом была долгая дорога домой, которая закончилась уже под утро. Ура! Мы вернулись!

     Некоторые обобщения из поездки.

     Проехали мы 6500 километров. На бензин мы потратили 46 000 рублей, за жилье мы заплатили 74 000 рублей, паромы, в том числе межстрановые, обошлись нам в 30 000 рублей, еду мы практически всю везли с собой, поэтому на питание, парковки, круиз по фьорду, железную дорогу, сувениры ушло еще 80 000 рублей, плюс припасов мы закупили тысяч на 8. Итого поездка обошлась нам примерно в 250 тысяч рублей. От поездки мы остались в полном восторге и эта эйфория у нас еще не прошла, Норвегия – чудесная страна и мы очень рады, что смогли ее увидеть.

     Конец.

    
Вернуться к Поездкам по Европе
Разработка, дизайн
SWS Краснодар, 2003
Разработка, дизайн
SWS Краснодар, 2003
При использовании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.
Проектирование и дизайн группы разработчиков SWS Краснодар, 2003
Copyright © 2003 SWS