Финские горы

Тема горных лыж и детей на них поднималась мужем неоднократно, я и в хорошие времена с горными лыжами дружбу завести не смогла, а сейчас и подавно, поэтому, конечно, инициативу мужа на корню не рубила, жена ведь должна мужа во всем поддерживать и вдохновлять. Но все- таки на предложения поехать покататься отвечала что-то из серии: «Да, конечно, милый, так здорово, а может в Рим поедем?». Поэтому горные лыжи были у нас где-то в далекой перспективе, примерно, как сплав на байдарках, но в этот раз Саша был настроен решительно, с февраля начались просмотры видеоуроков по обучению катанию с детьми, плюс периодически всплывали варианты мест, куда поехать. Было ясно, что лыж в этом году не избежать.

Нашел он какое-то специальное предложение, в котором в 100 евро на человека было включено проживание 2 ночи, подъемники, прокат на 3 дня и 2 обеда. Условия очень соблазнительные, для некатающихся проживание стоило 36 евро за 2 ночи с человека. Кроме меня к некатающимся отнесли поначалу и Мишу, но с ним мы хотели посмотреть. Как он вообще все воспримет: и ботинки огромные негнущиеся, и лыжи, и палки, и шлем, - мог и категорически отказаться, поэтому поле для маневра оставили. Забегая вперед, Миша просто влюбился в лыжи и со слезами возвращал «свои» лыжи дяде в прокате через два дня. Все эти чудесные условия предлагались нам в финском городе Саппее, что в 300 километрах от границы и в 1200 км от дома.

Ехать мы предполагали на своей машине, поэтому, чтобы поездка не превратилась в сплошную езду, туда ехали не торопясь, остановились на одну ночь в Петербурге и на одну в Выборге, обратно уже ехали от начала и до конца, без остановок, но для Саши такие расстояние не в первый раз.

День первый. Разгонный.

Итак, отбросив желание ехать ночью, в 5-30 утра мы стартовали, что было для нас необычно, это то, что в первый раз мы отправлялись в путешествие на машине при постоянном минусе на улице, что накладывает, конечно, определенные ограничения, еду в дорогу мы не брали, потому что варианта остановиться и пообедать на улице не было, питались заправской едой, плюс мои лекарства нельзя замораживать, да и вообще лекарства, которые, мы брали с собой, тоже лучше не морозить, поэтому старались сумки наши в машине надолго не оставлять, выкручивались.

Выбирая жилье в Петербурге и в Выборге, старались брать в центре, сейчас низкий сезон, все доступно. В Петербурге жили на Васильевском острове, давно хотела там пожить-побывать, очень мне понравился район такой некоторой обособленностью и отсутствием толп туристов, с удовольствием там бы жила всегда. Погода была мало того, что морозная, так еще и ветреная, а после нашего приезда еще и снегом присыпало солидно, но мне все нравилось, все-таки это мой город. В Петербурге мы гуляли по набережным, фотографировались, заходили в кофейни, одним словом, - туристили. Нева замерзла, но под мостами почему-то нет, был выдвинут ряд гипотез: подземные источники, специальные рабочие, которые разбивают лед, чтобы он не повредил мост, какие-то химически загрязнения. К единому мнению не пришли. По Неве катаются на коньках, видели полицейские катера на воздушной подушке. Еще очень много льда на тротуарах, так устроен там отвод воды, что вода с крыши стекает по водосточной трубе прямо на тротуар и, естественно, замерзает. Никто этот лед не скалывает и не посыпает ничем, поэтому мы скользили, а дети и падали.

День второй. Замково-неспешный.

Ночью были разбужены постояльцами, которые не договорились о времени заезда в отель, дозвониться хозяевам не смогли, поэтому решили брать отель штурмом, вначале дубасили ногами в дверь, а потом начали стучать нам в окна, дети наши перепугались таких ночных гостей, конечно, но в итоге как-то все устаканилось и успокоилось. Утром у нас есть время, мы не торопимся уехать в Выборг, путь там недолгий. Опять идем гулять по пустому городу – выходной день. Едем в Выборг, там у нас тоже апартаменты в историческом центре, не идем смотреть каждое здание, а едем сразу то ли в замок, то ли в крепость – это главная достопримечательность, очень живописно смотрится и даже

немного отражается в не до конца замерзшей реке. Идем к нему поближе, заходим внутрь, но на башню не лезем, сил не хватит. Какой-то там еще аттракцион на тему рыцарства, но нам не было интересно. От замка едем к рыночной площади, там такая толстая башня, мне напоминает колбасу, какая-то она съедобная на вид. Дети просили дать им возможность свободно побегать, вот на этой площади такая возможность есть, потом еще небольшая фотосессия на фоне железных рыцарей и можно уезжать. Небольшая закупка в магазине у дома, была удивлена довольно большим портом в Выборге, множество кранов, сейчас почти все простаивают, море замерзло. Вечером ужинаем дома, завтра рано уезжаем на границу.

День третий. Все когда-то бывает в первый раз.

По морозцу выезжаем к границе, 2 шага до нее, там никого нет, ни одной машины, спрашивают у нас бронь проживания и цель поездки, но все проходит хорошо, сразу уезжаем, багаж никто не смотрит. В апартаментах нас ждут только к 4-м, но прокат, подъемники работают с 12-ти. Мы заезжаем в торговый центр, покупаем Паше куртку взамен старой, у которой сломалась молния, обедаем невкусной едой в ресторане типа шведский стол, покупаем продукты для питания на горнолыжной базе, там места довольно отдаленные, ничего не купить и в 2 часа приезжаем на место. Сам курорт довольно большой, и я не скажу, что он пустой, люди есть везде: и в прокате и на склонах и в столовой. Да, очередей нет, но я считаю, что так и должно быть, почему они так скидывают цены на жилье, я не знаю. И это мы еще не видели вереницы автобусов со школьниками, которые приедут в следующие два дня.

Мы шагаем в прокат за снаряжением. Там мне задают миллион вопросов про рост, вес, размер ноги, возраст, горнолыжный опыт каждого ребенка, я героически на все отвечаю, потом начинается примерка ботинок всем, как сказать по-английски «не проходит в подъеме» про ботинки я не знаю, поэтому просто прошу на размер больше, а потом еще на размер. Это у нас Паша такой подъемистый оказался. Плюс каждый еще берет шлем, слава богу про размер головы мне вопросов не задают, просто примеряем и меняем, если не подошло. Что интересно, шлемы в бесплатный прокат у взрослых и взрослых детей не входят, за них доплатили, а у Миши наоборот, за все горнолыжное снаряжение платили,

потому что он изначально не был включен в число лыжников, а шлем детям до шести лет там дают бесплатно. Итак, все в лыжах, палках, на негнущихся ногах из-за горнолыжных ботинок и с обычной обувью под мышками, мы выходим на детский склон, теперь еще надо купить Мише Ски-пасс, чтобы он мог пользоваться подъемниками. Все, я остаюсь с вещами, Саша берет детей и пытается их как-то поставить на лыжи, конечно, трое детей без навыков на одного взрослого – это много, но тут уж как есть. У Кати пока не получается пристегнуть лыжи, что-то там с креплениями, она просто стоит в сторонке и ждет их, а мальчишки с папой бесстрашно поднимаются на подъемнике, который похож на траволатор, на него заходишь в лыжах, и он понимает тебя на гору. Страха нет ни у кого из детей, да и склон довольно пологий, Паша съезжает сразу, Миша поначалу с папой за руку, а потом сам.

Покатавшись час, мы идем исправлять Катины лыжи и заселяться в номера. Сделано грамотно, чтобы люди не тащили всю эту горнолыжную кучу в номер и не захламляли его, в подвале есть специальное помещение, где у каждого номера есть клетушка, которая закрывается на замок, и там все это снаряжение можно оставить. Я, взяв клятвенное обещание с мужа, что он будет присматривать за всеми, отпускаю их кататься, а сама остаюсь готовить ужин. Они катаются до темноты, склоны там все освещенные, потому что сейчас день еще более-менее похож на наш, а где-нибудь в январе на одном естественном освещении точно не уедешь. Возвращаются все возбужденно-восхищенные и взахлеб рассказывают мне свои эмоции и впечатления. Им все очень нравится.

День четвертый. Полностью лыжный.

Подъемники на нашей базе начинают работать в 12 часов дня, поэтому с утра у нас есть время чтобы что? Конечно, съездить в магазин. В основном отрываемся по продуктовым богатствам, покупаем их вкуснющее масло, хлеб, варенье, сыр и все остальное по мелочи на 200 евро. Возвращаемся на базу, Саша с детьми идет кататься, я готовлю обед и отдыхаю. По возвращению, лыжники обедают, оставляют Мишу на дневной сон и опять идут кататься, у старших сегодня инструктор, который говорит в основном по-фински, но говорит он мало, в основном показывает, 50 минут – 69 евро за двоих. Не сказать, что что-то он им рассказал новое, больше, наверное, видеоуроки помогли. Потом они забирают проснувшегося Мишу и снова катаются, а я жду их к ужину, они в восторге от катания, Миша не хотел возвращать лыжи в прокат, завтра запланирована только короткая катательная сессия перед дорогой домой и ради двух часов жалко платить за прокат и за ски-пасс за сутки. Совершенно укатанные, все засыпают.

День пятый. Бесконечный.

Утром собираем вещи. Выехать из номера нам надо в 12 часов, хотя кататься можно весь день, но весь день нам не надо, нам еще 1200 километров домой возвращаться, поэтому мы решаем, что Саша со старшими детьми два часа покатаются, а мы с Мишей посидим в столовой, потом все там пообедаем, используя талоны на бесплатное питание, которыми пока не пользовались.

С утра мы по морозцу прогулялись по территории базы, посмотрели, как готовят склоны к катанию, потом засели в столовой с гаджетами, там есть вай-фай, лыжники наши покатались, сдали инвентарь в прокат,

мы опять поели невкусной финской еды и поехали домой. Выехали мы примерно в 3 часа, перед границей заехали в рыбный магазин, в который никак не могли найти правильный съезд, закупили еще и рыбы ко всем другим съедобным богатствам. Граница на финской стороне прошла без задержки, на российской немного дольше, багажник шерстили. Детей спрашивали: как зовут, сколько лет, в итоге примерно в час мы уложились. И покатили мы домой по ночи, дети спали хорошо и приехали домой бодрыми и выспавшимися. В 7 утра мы были дома.

Теперь тема горных лыж встает просто в полный рост, детям и мужу всем очень понравилось кататься, муж собирается покупать ботинки-лыжи и где-то хранить их дома в плюс к четырем комплектам беговых лыж-ботинок и трем парам коньков, которые занимают все свободные площади. На единственный склон в округе, мимо которого мы проезжали с презрительной усмешкой, теперь мы едем и заинтересованно на него смотрим, Италия зимой нам теперь нужна только северная, чтобы и на лыжах покататься. Ой-ой-ой, что будет…