Военные моряки – моя слабость.

Уже несколько лет я летом смотрю этот парад по случаю дня ВМФ и таю от вида моряков в белоснежной форме, которые стоят по периметру своих кораблей. Хоть раз-то можно посмотреть на них вживую. А так как виза шенгенская двухлетняя у нас пока действует, и неизвестно, когда мы в следующий раз ее получим, было решено захватить сразу и Стокгольм, который в прошлый раз мы смотрели бегом-кувырком из-за малолетства Миши. Таким образом

поездка разделилась у нас на Петербургскую и Стокгольмскую часть. Круизные корабли, которые курсируют между Финляндией и Швецией, помогли нам решить проблему проживания и транспорта, что было очень удобно. Жилье в Петербурге забронировали через букинг, квартиру в новом доме на Васильевском острове просто с фееричным видом на песчаный пляж и круизные корабли, 5000 рублей за 2 ночи. Одним махом уж решили и Петергоф детям показать.

На этапе подготовки встал вопрос с тем, откуда смотреть парад. Вариант наблюдать его с центральных набережных был невозможен, потому что прийти в 6 утра и просидеть на одном месте 4 часа, никуда не уходя, с детьми не получится. Не совсем был понятен маршрут следования кораблей, и где их можно поймать. Тут подвернулся вариант с Кронштадтом, разведка в лице моего классного руководителя и по совместительству жителя Санкт-Петербурга, сообщила нам, что корабли в этом городке крупнее и народу меньше, но была туманность с тем, возможно ли будет попасть в этот город в день парада. Вроде доступ в него перекрывают. Но еще одни знающие люди посоветовали нам такое место,

как форт Константин, это перед Кронштадтом и туда попасть точно можно, хоть и не на своей машине, потому что дамбу перекроют, но вроде обещаны бесплатные автобусы из города Ломоносов. Поэтому мы, проведя предварительную разведку, решили определиться на месте, так как планировали прибыть за сутки до парада. Круиз мы забронировали тоже заранее и по акции, поэтому каюту взяли классом повыше даже с окном, туда-обратно четырехместная каюта (Миша бесплатно) плюс машина обошлась нам в 180 евро, что вполне сравнимо по цене с гостиницей. Вооружившись биноклями, одним своим, одним - от друга-военного, мы стартовали в 10 вечера в сторону северной столицы.

День первый. Корабли, фонтаны и снова корабли

Проведя всю ночь в пути и насладившись проездом по платной дороге, единственным минусом которой является то, что ехать по ней настолько приятно, спокойно и комфортно, что трудно не уснуть, мы доехали до места и сразу решили заехать в форт Константин оценить, так сказать, обстановку. Пару раз повальсировав по трассе и свернув не в тот поворот, мы все-таки выехали к берегу, у которого было довольно много машин, но стоящие на рейде большой корабль Маршал Устинов и подводная лодка их совершенно не интересовали, люди доставали из машин резиновые лодки и разматывали снасти – это были рыбаки. Так как мы не знали, что же из себя представляет в точности парад, то

оценить хорошее ли это место мы не могли, плюс проход к завтрашним видам был закрыт, поэтому мы бегло глянули вокруг и решили рискнуть, все-таки люди смотрели оттуда и хвалили, и мы попробуем.

Ну а сейчас силы есть на Петергоф, время раннее и мы находим неплохое парковочное место, опять меня с самокатом не пускают и опять предлагают инвалидную коляску. И что им так не терпится меня туда усадить, успеется, поэтому я с мужем под руку прошла на территорию парка, билеты у нас были по льготной цене 250 рублей по многодетности, а дети все туда заходят бесплатно. Мы в этом парке второй раз и прошлой прыти уже, конечно,

нет, плюс жара, но некоторые фонтаны мы посмотрели, больше всего мне понравился фонтан Пирамида, я люблю в фонтанах воду, а не скульптуру, а в нем кроме воды и не видно ничего. Главный каскад запускают на час позже остальных фонтанов, и мы как раз пришли к запуску, там это все оформлено торжественно, но и народу там – не протолкнуться. Примерно два с половиной часа мы гуляли по этому парку и с радостью вернулись в прохладу кондиционера в машине. Детям, конечно, больше всего понравился Большой каскад и фонтан Самсон. Едем заселяться, первое, что поражает – это парковка в песке, приличной такой глубины песок, полный привод нам пригодился, чтобы выехать, а одну машину мы видели, как вытаскивали

буксиром. Дома новые и парковка не устроена еще. Квартира хорошая, но нам много и не надо, немного отдыхаем после бессонной ночи. Порадовал Паша, который узнал репродукцию картины Девятый вал на стене.

А на вечер у нас еще есть планы, купили экскурсию на кораблике, который плавает вокруг военных кораблей, которые стоят в Неве. Они, конечно, поменьше кронштадских, но особенно интересно смотрятся в окружении дворцов и мостов Петербурга. Экскурсия стоит 3100 рублей со всех нас. Возят вокруг всех стоящих кораблей, включая крейсер Аврора и парусник Полтава. Рассказывают, конечно, много чего, но в памяти мало что остается. Едем на эту экскурсию на метро, потому что нет ясности как с перекрытием дорог в центре и, конечно, второй за день длинный пеший переход дается мне с большим трудом. Обратно возвращаемся уже на такси и ужинаем в несуразной булочной у нас на

районе. Дома в 10 вечера.

День второй. Снова корабли, неожиданно пожарники и большой барабум.

Чтобы везде успеть и не стоять в очередях, а главное – не иметь проблем с парковкой, мы встаем в 5 утра, выезжаем в 6 и примерно за час доезжаем до Ломоносова. Городок мне понравился, чистенький- аккуратненький, явно большинство людей работает в Петербурге, но почему-то городок не похож на наши подмосковные города с лесом высотных домов и парковочным кошмаром, дома в основном невысокие и как-то место есть в городе, он не давит.

Без проблем паркуемся недалеко от вокзала, от которого ходят бесплатные автобусы до форта Константин. Ехать на них примерно 30 минут до места. Мы приезжаем одними из первых и идем по дорожке до конца, там своеобразный тупик, с которого ожидается самый красивый вид на парад. Мы до сих пор не знаем, что из себя этот парад представляет, но вчера на экскурсии нам сказали, что в Кронштадте парадом будут идти 12 кораблей. Во что верится слабо, потому что на горизонте никаких кораблей не видно, кроме вчерашних трех. До начала мы ждем примерно 3 часа, хорошо, что парапет дает небольшую тень, если сидеть на коврике на земле, то даже получается в тени. Корабли появляются неожиданно, они просто огроменные, идут друг за другом и их действительно 12, плюс одна подводная лодка. Очень сильное впечатление произвели на меня, такая мощь. Не успели все корабли пройти мимо нас, как полетели сначала вертолеты, а потом самолеты, так

здорово!

На этом парадная часть была закончена, мы пошли к остановке автобуса, людей шло много, и Паша наш пропал из нашего поля зрения, за руку-то он не хочет идти, но мы особо не волновались, свернуть некуда, рано или поздно найдем, но тут на мой телефон поступил звонок о том, что сыночка нашего нашли и он сидит в пожарной машине, ждет нас. Хорошо, что я заставила детей выучить мой телефон и все закончилось быстро и хорошо, такие потеряшки

у Паши далеко не первые, но ничему его это не учит. А мы воссоединенной семьей идем на остановку автобусов, комфортно доезжаем обратно и обращаем внимание, что стало гораздо холоднее, резко температура упала градусов на 10. Едем в спортивный магазин за бутсами, потому что предыдущие протерты уже до дырок в подошве, потом возвращаемся домой и немного отдыхаем после раннего подъема. Вечером мы выдвигаемся на салют, вначале ужинаем, а потом едем поближе к стрелке Васильевского острова, даже неплохо паркуемся и идем гулять по набережной.

На дворцовой площади концерт, но мы туда не идем, потому что народу много, решаем остановиться на набережной посмотреть концерт на огромном мониторе, я уже присела на ступеньки и приготовилась дать отдых ногам, как Паша наш увидел, что на Растральных колоннах горит огонь, зрелище очень красивое и торжественное, зажигают его редко, но ребенок мой боится открытого огня панически, а тут еще и сверху он, поэтому пришлось вставать и идти ловить ребенка, который стоит трясется и говорит: «Давайте уйдем». Как только мы дошли до реки, и я убедила его, что огня не видно уже и решила сфотографировать красивый закат на телефон, как начался салют. И все бы хорошо,

салютов вроде все бояться перестали, но в Петербурге для остроты впечатлений залпы салютов перемежаются выстрелами пушек в Петропавловской крепости, а она бахает так, что когда я услышала этот залп в первый раз, телефон я из рук выронила, хорошо, что на землю, а не в воду. Мальчишки наши, конечно, струхнули сильно, и поэтому в то время, как все люди шли по направлению к стрелке, мы развернулись и пошли обратно, потому что плачущие дети – весомый аргумент. Поэтому просмотр салюта был смазанным, но что делать, когда-то же дети вырастут.

День третий. Ничего интересного.

В этот день у нас многое занимало 2 часа. Выехали мы в 7-30, за 2 часа мы доехали до границы, на которой провели 2 часа, потом мы 2 часа ехали до Хельсинки, в городе нам смотреть было нечего, поэтому мы заехали в большой торговый центр, где немного закупились и пообедали, все это заняло примерно 2 часа, потом мы за 2 часа доехали до Турку, где погрузились на паром, в этот раз каюта у нас была с окном, что гораздо приятнее. Но мы все равно в каюте не сидим, идем на палубу смотреть на закат. Разительный контраст с тем, что было 2 года назад, когда Миша перемещался по палубам без остановки и не дал Саше ни минуты отдыха, в этот раз все было спокойно. Сели за столик, взяли по коктейльчику, повтыкали на закат – все-таки дети растут.

День четвертый. Зачищаем хвосты.

Утро началось в 4-30 утра, прибытие у нас в 6-15, надо собраться, покормить детей и спуститься за полчаса до прибытия, чтобы занять место в машине. При спуске на машинную палубу немного затупили и вышли не в той стороне, на пароме все палубы похожи друг на друга, все коридоры одинаковые, если бы не Саша, я бы потерялась еще при посадке и свою каюту во век не нашла, но тут и он не сразу понял куда идти, но закончилось все хорошо, к выезду успели и другим не помешали.

Первое знакомство со Стокгольмом у нас состоялось 2 года назад, когда мы возвращались из Норвегии, хотели одним махом и Стокгольм посмотреть, но не учли возраст младшего, который за руку ходить не хотел категорически, а в городе мы оказались в середине дня, когда туристов просто тучи, поэтому мы прогулку свернули, сели на Бас Туристик и проехали на нем по всему городу, нигде не выходя. Но город нам очень понравился, и мы собирались

обязательно вернуться. А в этом году все так удачно сложилось.

Рано утром мы прибыли в Стокгольм и были просто ошарашены интенсивностью дождя. А дождевики я в этот раз забыла дома, но силы небесные в этот день были за нас. Пока мы выгружались с парома и петляли по городу к парковке Парк энд Райд, дождь волшебным образом кончился и больше не начинался. Что было интересно, парковка была через автомат, но чек он не выдавал, Саша все пытался добиться чека, чтобы положить его под стекло, но в итоге сотрудник парковки сказал ему, что чек здесь не выдают, а присылают по электронной почте и вроде под стекло у них класть ничего не надо. Хорошо, с парковкой разобрались, приступаем к осмотру города.

Вначале шагаем к остановке метро, не сразу разбираемся где его остановка, но местные жители нам подсказывают. Сразу покупаем билеты на сутки, ездить нам придется достаточно. Едем в старый город, Стокгольм расположен на нескольких островах, но это не особо заметно, острова рядом друг с другом, между ними только небольшие каналы, через которые построены мосты или тоннели под водой. Мы прибываем в старый город Гамластан, идем

просто по пустому городу, осматриваем архитектуру, доходим до самой узкой улочки и в полном одиночестве можем сделать сколько угодно дурацких фотографий, никакой толпы китайцев нет поблизости. Потом мы идем бросать монетки к скульптуре мальчика, смысл не знаю, муж сказал надо. На Ратушу, в которой происходит вручение Нобелевской премии смотрим издали, к ней идти смысла нет, а Королевский дворец с почетным караулом наоборот обходим по кругу и рассматриваем детально. Небольшой перерыв на кофе, какие-то 20 евро и у нас есть 4 булочки и 2 кофе. Эх, где та Италия, в которой это все в 2 раза дешевле и вкуснее. На что обратили внимание в Стокгольме: очень много людей на электросамокатах, которые считают

себя полноценными участниками движения и едут по дороге для машин, и также повсюду висят «радужные» флаги, даже странно, что их так много, точно больше шведских.

Дальше мы на метро и на автобусе едем в музей группы АББА, заприметили его еще в прошлый приезд, но тогда шансов туда попасть просто не было. Музей нам понравился, много там разных штук интересных и

атмосфера такая ретро. Были мысли еще посетить музей корабля Васса, но уже сил не было, поэтому мы возвращаемся в центр города, обедаем в Бургер Кинге, потому что относительно недорого, поражаемся толпе народа и возвращаемся к нашей машине. Времени до парома еще полно, а все дела уже переделаны, поэтому мы просто убиваем время, едем в какой-то парк, но там ничего интересного, закупаем продукты в дорогу и едем в терминал, попав по дороге в пробку из-за дорожных работ. Опять с комфортом на пароме возвращаемся в Финляндию, небольшая закупка финских продуктов, в том числе рыбы, граница за 2 часа и покатили мы домой. Дома были в 3 часа ночи.