Хочу написать этот текст, чтобы немного успокоиться и перестать плакать. Сегодня мы отказались от поездки в Латинскую Америку, к которой готовились год, отказались за 4 дня до вылета

Мечтать о Боливии я начала примерно 10 лет назад, фотографии неба, отражающегося в воде, вставали перед глазами. В то время мы уже много путешествовали, но все это были поездки из разряда реальных: по России, по Европе, долгое время заветной мечтой была Норвегия, а Боливия так и оставалась мечтой нереальной. За это время у нас родились дети (девочка, мальчик и тоже мальчик), но они нашим поездкам не мешали никогда и с младых ногтей присоединялись к нашей команде.

Норвегия сбылась у нас в 2017 году, но за год до этого я узнала, что серьезно больна, у меня рассеянный склероз и я уже устала всем объяснять, что к проблемам с памятью эта болезнь не имеет отношения. У меня постепенно и постоянно ухудшается физическое состояние, я все хуже хожу, сейчас с опорой на скандинавские палки, руки тоже слушаются хуже, прогноз весьма печальный и неизбежный. Вылечить это нельзя, можно затормозить прогрессию определенными препаратами, но ни фига они не работают. Это отступление нужно для того, чтобы стало понятно, почему перенести поездку на год не так просто. И хотя муж мой готов поехать со мной даже если я буду на коляске, но некоторые места неизбежно для меня закроются.

Теперь собственно наша подготовка.

Примерно три года назад я сказала, что не хочу, чтобы эта моя мечта перешла в разряд несбыточных, их и так уже накопилось приличное количество, надо попробовать поехать туда. И началась разведка. Главной целью была Боливия, но прилететь сразу в Ла-Пас и поехать на солончак было губительно для организма. Город находится на высоте 4000 метров над уровнем моря, с непривычки на такой высоте у человека может в лучшем случае адски болеть голова и быть постоянная рвота, в худшем случае будет отек легких или мозга. Набирать высоту нужно было постепенно, для этого идеально подходила страна Перу с ее древними постройками, которые инки считают своими. Конечно, нам надо на Мачу Пикчу, на Титикаку, может и на Радужные горы. Примерно через пару месяцев я прочитала в одном отчете, что с этими странами идеально стыкуется и страна Чили с самой сухой пустыней Атакамой, лагунами и гейзерами, а так же с карьером по добыче меди. Потом еще в одном отчете я увидела, что и водопады Игуасу и Рио де Жанейро к этой поездке можно пристыковать, то есть одним махом посмотреть все, что я хотела в Южной Америке, что с учетом моего состояния было немаловажно. Мы погрузились в планирование поездки, повесили дома карту материка, чтобы детальнее понять перемещения. Детей мы брать не планировали только по причине высоты, как их организмы поведут себя мы не знали. Не хотели подвергать их опасности

Я понимала, что английским и французским языком в поездке не обойтись, нужен испанский, и я изначально планировала прослушать 16 уроков моего любимого Петрова, но испанский нашел меня сам. Года 2 назад я искала преподавателя по английскому для моей дочери, зашла в одну школу, и они спросили меня, не хотела бы я сама что-то поучить. «Я бы хотела испанский», - сказала я им. Они мне ничего не предложили и с дочкой не срослось, я про них и забыла. Но тут, спустя 2 года, они позвонили и предложили мне позаниматься испанским. Все сложилось отлично, преподаватель у меня был чудесный, и мы отлично позанимались до самого почти отъезда.

Вопрос денег, конечно, встал очень остро, суммы там предполагалось потратить немалые, поэтому на один Новый год мы специально никуда не поехали, а 200 тысяч отложили на билеты. За год до предполагаемой поездки мы решили поискать попутчиков, конечно, среди знакомых. К нашему огромному удивлению нашлось аж 4 человека, которые хотели ехать с нами, их не смущали ни трехнедельные сроки поездки, ни суммы расходов. Кстати о последних, по плану мы закладывали 250 тысяч на человека. 100 тысяч на билеты. 150 – на расходы. Билеты мы все купить успели и в эту сумму уложилась не только трансатлантика до Рио и обратно, но и все внутренние перелеты, а их было шесть, и даже парочка автобусов. Жилье получалось примерно 25 тысяч на человека за всю поездку (это входило в 150 тысяч). Сколько бы мы потратили там, мы пока не узнаем.

По срокам поездки: тут все упиралось в количество воды на солончаке Уюни, надо, чтобы он не был сухим (как большую часть года), но и не слишком мокрым (как в декабре в начале сезона дождей), тогда по нему не проехать, а был, так скажем, подсыхающим, чтобы вода была, но ее не было слишком много. Именно тогда образуется зеркало, которое мне и было нужно. Это примерно март-апрель. Конечно, все от года к году меняется и воды может быть разное количество, но примерно это время оптимальное. Изначально мы планировали поездку на неделю позже, но тогда ее конец выпадал на Пасху в Бразилии, что было чревато высокими ценами на отели и толпами народа. Поэтому мы запланировали на неделю раньше.

Теперь, когда план поездки был составлен, сроки и время определены, мы стали думать о трансатлантическом перелете, ждали снижения цен и дождались такого в Ал Италии, где за билеты до Рио и обратно из Москвы с хорошей стыковкой в Риме с нас взяли 54 000 рублей. Нам нужен был перелет одним сегментом, потому что шенгенских виз ни у кого не было. Купив трансатлантику в августе, мы сразу стали искать внутренние перелеты и довольно быстро все их купили. Остались междугородние автобусы, которых было всего 3, и которые можно было купить за месяц до поездки. С жильем проблем тоже не возникло, все забронировали по маршруту, все с возможностью возврата. Брали в основном апартаменты, во-первых, нас много, а во-вторых мне был нужен холодильник для моих склерозных уколов. Конечно, купили билеты на Мачу Пикчу и на их страшно дорогой поезд.

После Нового года началась глубокая разведка, прорабатывались все нюансы:

валюта (во всех странах она своя)

погода (от 0 до 30 градусов по маршруту)

восход-закат солнца и луны (последняя была нужна нам, чтобы наблюдать звезды в Атакаме)

перевод часов (как раз попадали в это время и во всех странах все по-разному)

сотовая связь

электричество (тоже везде разное)

едальни и магазины возле отелей (смотрели по гугл-картам)

дорога до основных достопримечательностей (пройти 400 метров или 800 для меня имеет значение, к сожалению)

банкоматы и обменные пункты

операторы такси

Все это было изучено и внесено в план, а также вес и размер багажа и ручной клади в каждом перелете, там тоже есть нюансы. Забронировали туры по солончаку и по Священной долине инков. Индивидуальные, на машинах.

Где-то осенью начались беспорядки в Чили, там подняли плату за проезд в общественном транспорте, громили там серьезно. Жгли станции метро и автобусы. Мы не сильно волновались, потому что до поездки было еще далеко, где-то через месяц все затихло и успокоилось. К зиме порадовала Боливия: президент их ушел в отставку и народ всколыхнулся, на улицах стреляли, народ перекрывал дороги и границы, тут мы волновались сильнее и даже придумали обходной маршрут на случай закрытия границ. Но и там все успокоилось, выборы нового Президента перенесли на май, и мы успевали вернуться до беспорядков.

Китайский коронавирус был где-то далеко, я уже рисовала себе, как пью вкуснейший эспрессо в Римском аэропорту перед трансатлантическим перелетом. После 23 февраля начались тревожные новости из Италии, но пока только из Ломбардии, в Римской области было только 5 зараженных. Однако 6 марта из Ал Италии пришло сообщение о том, что рейс наш перенесен на 21 марта, мы заложили в маршрут перенос рейса на день раньше, знали, что отмены рейсов бывают, но на нашу просьбу пересадить нас на 19 марта нам ответили, что Бразилия не разрешает к ней летать. Мы сразу поняли, что до 21 марта там все не рассосется и скорее всего 21-го никто никуда не полетит, поэтому мы забрали деньги, которые нам вернули в полном объеме, несмотря на то, что рейс невозвратный. И в этот же день Саша, пожертвовав праздником на работе, быстренько купил нам билеты на те же даты, даже чуть дешевле, но через Париж. Улетали мы теперь 19-го вечером и добавилась дополнительная ночь в Рио, но забронировать жилье труда не составило.

Теперь мы с ужасом смотрели новости каждый день и следили за карантинными ограничениями уже во Франции. И так как Франция со временем тоже попала в черный список, мы думали, сможем ли мы объяснить пограничникам, что мы прилетели не из Франции, а из России на рейсе Париж-Рио. Так же и на обратному пути, сможем ли мы сказать в нашем аэропорту, что мы прилетели из Бразилии на рейсе Париж - Москва и не посадят ли нас в карантин на 2 недели. О том, что будет после возвращения, мы старались не задумываться.

Следующий повод поволноваться появился у нас тогда, когда некоторые страны в Латинской Америке стали вводить карантин для туристов из Франции. Но и тут мы нашли решение, поменяли наши билеты (без доплаты) на билеты со стыковкой в Амстердаме, то есть теперь мы и по всем билетам во Франции не были, а Голландия пока в черный список не попала, хоть и была рядом. За 5 дней до поездки мы решили, что все-таки едем и даже сложили чемоданы, как утром в понедельник владелец апартаментов в Перу сообщила нам, что границы их страны полностью закрыты, мы еще подумали, что перекроим маршрут, из Сантьяго полетим не в Лиму, а в Каламу и заедем в Боливию не через Перу, а через Чили. Но потом поняли, что сил на борьбу с этими карантинными мероприятиями у нас уже нет, и мы загоняем себя в угол и рискуем остаться в какой-то стране надолго, потому что границы продолжат закрываться.

Сегодня день очень трудный. Все напоминает о поездке, все-таки, мы жили ею последние полгода, если я вижу рыбу, я думаю о том, что мы должны были плавать в Тихом океане с морскими котиками, если вижу, как солнце отражается от снега на улице, думаю, что так же оно бы отражалось и от соли на Уюни, плачу постоянно, но это, конечно, пройдет. Сейчас пробуем отменить хоть какие-то билеты и вернуть хоть какие-то деньги. Трансатлантику скорее всего не вернут, но дадут на эту сумму сертификат, который мы можем использовать целый год, и мы его обязательно используем, я обязательно увижу эти облака, отражающиеся в воде, даже если буду при этом сидеть в инвалидном кресле. В институт я тоже поступила только со второго раза.