Если на Черном море жарко, то всегда можно поехать на Белое.

У каждого путешественника есть такие места. В которые вроде бы хочется, но не так, чтобы срочно. При случае. Если вдруг не получится с основным планом. У меня так уже много лет в листе ожидания висит Русский Север. Как съездили в 2006 году в Карелию, так и собираемся туда снова.

Столько уже мест известных накопилось, которые надо бы посмотреть. Тут и Вологда, и Валаам, и Соловки, и Селигер, и Карелия. Набралось на целую поездку. Едем, конечно, на машине. Вроде муж предварительно согласился, но без подробностей. До последнего ничего детально не планировали. С пандемией все было туманно. За месяц до планируемого отъезда позвонила в гостиницы на Соловки. Там с одной стороны сказали, что по собственному желанию пока на Соловки приехать нельзя. То есть, видимо, можно только по приговору суда, но обещали в ближайшее время карантин снять и свободных мест на август почти не было. С помощью Букинга удалось снять квартиру недалеко от монастыря. Остальное жилье тоже забронировали без проблем, но, конечно, так не могло быть, чтобы прямо все мои желания исполнились.

Муж строго посмотрел на список мест и сказал, что как-то многовато. Отмел Валаам (хватит монастырей на Соловках), убрал Селигер (рядом находится, можно съездить на выходные), добавил два дня на Петербург, есть там еще на что посмотреть. Ограничил поездку неделей, но хорошо, что вообще согласился. Такая природа скорее мне по душе. Дети наши путешественники по сути, им не так важно куда ехать, главное, что с родителями и хоть куда-то ехать.

Нить маршрута получилась следующей: Дом-Вологда-Кемь-Соловки-Кемь-Сортавала-Петербург-Дом.

День первый. Вологда-гда.

Выезжаем в 5 утра, уже светло, но местами плотный туман, день обещает быть солнечным. Едем 500 километров на север, но не особо похоже, природа за окном такая же. Приезжаем в этот чудесный городок в 12-30. Чем нам известна Вологда? Кружевом, маслом, мороженым, резным палисадом, традиционным оканьем. Вот это все мы и планируем посмотреть за оставшуюся часть дня. Благо, темнеет поздно.

Но начинаем мы с заезда в Спасо-Прилуцкий монастырь. Прочитала, что древней истории в нем больше, чем в Кремле, поэтому решаем заглянуть. Это целая крепость с толстенными стенами и некоторыми постройками внутри. Монастырь действующий, поэтому головы покрыли, юбки арендованные надели, шагаем вначале в собор, потом дети рвутся к пруду с уточками, оттуда поднимаемся на монастырскую стену, немного по ней прогуливаемся. Место для детей опасное, никаких ограничительных ограждений там нет, вниз слететь легко. Остается купить хлебобулочных изделий в монастырской пекарне и можно выходить. Провели там примерно полтора часа, место красивое и такое солидное, чувствуется история, хорошо, что заехали.

Сейчас едем заселяться в апартаменты, очень милая квартирка не в центре, но нам все равно, мы на машине, с парковкой проблем нет. Долго дома не сидим, боимся, что музей кружева закроется. Едем в центр, сразу идем в музей. Эта история, конечно, для девочек, кружево очень красивое, настоящее искусство. Замечала это уже в Палехе, Торжке, Ликино-Дулево, когда народные промыслы используют для политической пропаганды, есть такое и в Вологде. Кружевной герб СССР, например. С удовольствием полюбовалась на мастерство рукодельниц, вход в музей бесплатный по многодетности.

Из музея выходим к Кремлю, но он стеной не огорожен, несколько зданий только, смотрим бегло и идем к набережной, любуемся красивыми видами на реку и противоположный берег с зелеными лужайками и маковками церквей, - мой любимый русский пейзаж.

На набережной же покупаем еще один фирменный бренд- вологодское мороженое. Вкус не отличается от того, который продают у нас. Теперь шагаем по набережной к Вологодскому палисаду. Он есть, наверное, много где, но мы идем в специальное место. Красиво, конечно, мастерски вырезают по дереву. Но мы-то дюже балованы резьбой по камню, поэтому посмотрели без охов-вздохов. Все, осталось купить масла-сыра, это мы сделали в магазине рядом с домом и сыр нам очень понравился, у нас такого нет.

Осталась некоторая недосказанность с местным говором, как-то мало мы разговаривали с людьми, а все собеседники говорили без акцента. Возвращаемся домой и пользуемся удобством апартаментов. Ужинаем дома приготовленными самостоятельно макаронами с тушенкой. Все, день окончен, завтра ранний подъем, предстоит дорога в Кемь длиною около 1000 километров.

День второй. Немного кровавый.

Встаем опять в 5 утра, быстро собираемся и выезжаем. Путь нам предстоит длинный и опять в сторону севера. Если вчера мы проехали 500 километров и природа за окном не изменилась, то сегодня уже через 200 километров заоконные виды «посеверели». Среди деревьев стало больше берез и сосен, он стали тоньше, появились огромные валуны, которые когда-то принес ледник.

Наши привычные сетевые заправки стали редкостью, но Саша по отзывам в интернете нашел несколько неизвестных нам, но хороших. Приехали на одну такую и уже возле пистолетов с бензином местный водитель сказал нам «не советую» и отправил на сетевую заправку неподалеку, но не по пути. Здесь мы позавтракали сами, вполне сносно, но машину заправили на сетевой заправке в паре километров.

Всего в пути мы провели 11 часов, дороги хорошие. Много ремонтов, но трафик небольшой, нигде не стояли. Уже на подъезде к городу Кемь дорога стала чуть хуже, но мы видели и пострашнее.

Небольшое отступление: примерно за день до отъезда я еще подумала, что надо бы посмотреть в интернете как ситуация с короновирусом во всех регионах, куда мы поедем, не посадят ли нас где-то на карантин, но закрутилась со сборами и все из головы вылетело.

Итак, приезжаем мы в Кемь, виднеется уже Белое море, на котором сейчас отлив и по которому нам завтра надо плыть на Соловки. Останавливаемся мы в гостинице Причал, расположение у него очень удачное, просто рядом с причалом, с которого плыть на Соловки. Приходим на ресепшен отеля и нас спрашивают : «А анализы на короновирус у вас есть? Без них на Соловки не пускают» Мы ни сном, ни духом, что они нужны. В принципе закончилось все неплохо. Вечером поехали сдали кровь (дети не ожидали такого подвоха), 1750 с человека и к кораблю анализы уже принесли, у всех отрицательно, можно ехать. Знай мы об этом заранее, нам бы это не сильно помогло, срок годности анализа 2 дня, все равно бы пришлось пересдавать.

Немного посмотрели из машины на город Кемь, который все знают по фразе из Фильма Иван Васильевич «Кемска волость». Видела несколько киосков с табличкой «Приемка ягод», на дороге много продают, но мы не останавливались, цен не знаю. Ужинаем в нашей гостинице, я пробую очень вкусный омлет с рыбой, остальные тоже едой довольны. Завтра уходим в море.

День третий. Проливной.

Позже 6 утра мы в этой поездке не встаем. Вот и сегодня у нас много дел с утра: встать, собраться, выселиться из номера, оставить машину на парковке, забрать анализы на коронавирус и за полчаса до отправления быть на причале. Анализ проверяли абсолютно у всех пассажиров. Без него никого не сажали. Корабль у нас назывался Василий Косяков, примерно 200 человек в него помещается. В основном все сидят на нижней закрытой палубе, но можно и выйти наружу воздухом подышать. Плыть 2 часа, на наш взгляд качало довольно прилично, но знающие люди сказали, что волнения не было, это обычное состояние моря.

По прибытию видим небо в тучах, но дождя нет, квартирные хозяева встречают нас на пирсе, сразу едем заселяться в апартаменты, находятся они в историческом доме 19 века постройки, но строили его как скромное жилье при монастыре, в принципе таким оно и осталось, только обветшало немного. Сама квартира внутри приличная, все удобства присутствуют, но коридор такой, как в фильмах про войну. Договариваемся, что на следующий день мы задержимся в апартаментах до отхода корабля, доплачиваем за это, конечно. Наша квартирная хозяйка сразу записала нас на экскурсию по монастырю к своим знакомым и дала реквизиты для экскурсии по острову. Немного передыхаем дома и идем к монастырю, он совсем рядом с нашим жильем, торопимся снять вид с пятисотрублевой купюры, потому что дождь вот-вот начнется. Завтракаем в трапезной монастыря, еда недорогая и вкусная, идем к месту начала экскурсии, дождь уже идет и хотя мы в дождевиках, но помогают они ненадолго, мокрые все и полностью.

Заплатив 2200 рублей за всю нашу группу, мы с другими туристами в количестве примерно 15 человек знакомимся с экскурсоводом и начинаем обход монастыря. Заходим в разные помещения, соборы, трапезные, поднимаемся на стену, заходим в башни, спускаемся в камеры, все это по возможности с максимальным стремлением уйти под крышу и не мокнуть. Экскурсия заняла примерно 2,5 часа, много интересного рассказали. Причем основной упор был сделан на историю монастыря до прихода коммунистов. Узнали, какие узники сидели в нем при царях, про раскольников, про обстрел кораблями Британского флота. Естественно, история лагеря была тоже рассказана. Поразило соотношение сидельцев за несколько веков царской власти и несколько лет советского периода. Жуткие там дела творились. Слушать было интересно, жаль, что стоя. Но я все выдержала, на все крутые лестницы вскарабкалась, по возможности присаживалась на редкие скамейки. Очень хорошо, что взяли экскурсию, самих туристов пускают только во внутренний двор и в собор.

Под проливным дождем, пронизывающим ветром и при температуре примерно 12 градусов, мы идем домой, там сушим наши вещи на двух обогревателях и греемся горячим чаем. Понимаем, что так перемерзли, что сегодня никуда не поедем, договариваемся на то, что завтра за один день поедем на две экскурсии, чтобы по максимуму использовать время на острове. Дождь идет весь день без остановки. Завтра обещают хорошую погоду. Посмотрим…

День четвертый. Насыщенный.

Как и обещал нам прогноз погоды, утром дождя не было, не голубое небо, конечно, но хоть не льет с неба, и то спасибо. Экскурсия начиналась у нас в 11 часов, потому что она стыкуется с прибытием корабля. Встаем мы по привычке рано, так что с утра решили обойти монастырь вокруг, вчера этого сделать не получилось. Сам остров мне очень понравился, такой он незаезженный и уединенный, людей там мало, асфальтированных дорог нет, один магазин, одна почта, один садик, одна школа. В основном вся жизнь сконцентрирована вокруг монастыря и аэропорта, который совсем не велик. Я бы с удовольствием жила в таком месте. Устала уже от людей в нашем муравейнике.

Примерно час мы потратили, обходя монастырь, по пути встретили несколько коров. После обхода как раз подошло время открытия трапезной, хорошо позавтракали и купили пирожков с собой. Надо сделать небольшое отступление. Еще когда мы плыли на корабле, нам рассказали о том, что был такой случай, когда одна женщина плохо ходила, а потом приехала в монастырь и исцелилась. И я просто физически ощущала мысли людей, которые видели, как я ковыляла с палками и думали, что я приехала исцелиться. Я, конечно, до поездки ничего о таком не знала и в такое не верю, поэтому, наверное, самочувствие мое и не изменилось.

В 11 нас забрал от дома микроавтобус (экскурсия стоила 1200 со взрослого. 1000 с ребенка, изначально за Мишу пятилетнего мы тоже заплатили, но потом не хватило места в Газели и мы его взяли на руки, а деньги за него нам вернули) , заловили еще туристов в порту и поехали в леса, останавливались в красивых и исторических местах, рассказывали нам опять много интересного, частично дублируя вчерашнюю экскурсию.

Очень понравилась церковь на Секирной горе с маяком наверху, начали нам рассказывать про ужасы, которые творились в этом месте при советской власти, я даже боялась, что Паша потом не будет спать ночью, но он абсолютно ничего не услышал, хотя стоял рядом с экскурсоводом, умеют дети отключать слух, если им неинтересно. Поднимались мы на эту гору пешком, нетрудно было, я сама дошла с палками. А спускались по длинной лестнице, и экскурсовод сомневался, смогу ли я спуститься, но меня такие сомнения всегда мотивируют доказать, что я еще не лежачий инвалид, поэтому сама спустилась, конечно.

Еще по дороге мы заезжали в несколько скитов, но это были скиты хозяйственные, на одних что-то выращивают, на других баня большая, есть на острове и монашеские скиты, но туда не везут, в некоторые из-за коронавируса, в некоторые по причинам отшельничества. Но я и не рвалась в эти места, там женщинам мягко скажем не рады, а я навязываться не хочу. Посмотрели мы еще и на остатки от школы юнг, я раньше ничего про это не слышала, рассказ очень впечатлил. Закончили мы экскурсию на Красном озере, которое раньше называлось Белым из-за цвета воды, а потом при советской власти идеологически неверное озеро переименовали и теперь оно Красное.

Эта экскурсия у нас закончилась и нас на этой же машине за 500 рублей везут на лодочную станцию, потому что там нас ждет поездка по Озерно-канальной системе. Эти каналы начали рыть монахи еще в 16 веке для того, чтобы снабдить водой Святое озеро, из которого берет воду Монастырь. Изначально каналы были небольшими, в 19-20 веке их расширили и сделали судоходными. Люди, которые приезжают на Соловки на 2 недели, выделяют для этой экскурсии целый день, берут весельную лодку и идут по всем озерам и каналам, по пути купаются, ловят рыбу, но мы не такие туристы. У нас на все про все 3 часа с учетом дороги, поэтому наш путь – моторная лодка. Мотор бесшумный, но мчит быстро, обогнали много весельников.

Экскурсия длится 2 часа, за это время мы проплыли через 4 озера и 3 канала, очень живописные места вокруг, нетронутая природа, тихая, неброская красота, очень такое люблю. Стоила такая поездка 5000 рублей, лодкой управлял экскурсовод, рассказывал нам кое-что, на что-то обращал внимание. Но говорил в меру, такая поездка просит тишины. Чрез 2 часа мы вернулись и за 500 рублей нас отвезли сначала в наше жилье, чтобы мы забрали вещи, потом подождали, пока Саша сбегает в трапезную монастыря за пирожками в дорогу и в итоге доставили в порт. Все, культурная программа на Соловках закончена, все из желаемого мы выполнили, если бы в первый день не было дождя, то возможно, сплавали бы на остров неподалеку, но он у нас стоял во второй очереди достопримечательностей к просмотру.

Немного подождав нашего корабля, мы за то же время вернулись обратно с чувством глубокого удовлетворения и даже успели поужинать в полюбившемся нам ресторане на территории гостиницы в Кеми. Поездка еще не закончена, завтра едем вглубь Карелии.

День пятый. Карелия – страна озер.

Утром не рвемся никуда, но все равно не спится, завтракаем комплексно (250 рублей), на пятерых хватило трех порций. Дорога заняла 7 часов, по дороге видели очень много озер, разного размера, но все очень живописные. Также на дороге как никогда много велосипедистов, которые создают помехи и сильно нервируют. Приезжаем в Сортавалу, сразу чувствуется запах копченой рыбы, видим много точек продажи, но останавливаться боимся, мало что там в этой рыбе.

Живем мы в гостевом доме, у нас один номер с удобствами в номере, а другой – на этаже. Но апартаменты напоминают такие летние домики, которые сдают на Черноморском побережье. Общий коридор, общая кухня, разуваться надо при входе и потом ходить везде без обуви. Для нас такие условия были непривычными, мы так 100 лет не жили. Оставляем вещи и едем в центр города, в принципе никакой культурной программы у нас здесь не запланировано, немного прогуляться по городу, поужинать, может купить карельских даров. Этот город примечателен тем, что от него отходят кораблики на Валаам, много автобусов подходят к пристани, люди в этом городе даже не останавливаются, сразу пересаживаются с автобуса на корабль.

Мы закупаемся в супермаркете вареньем из ягод, карельским бальзамом и копченой рыбой, в сравнении с сувенирными магазинами это было выгоднее.

День шестой. Каньон или карьер?

Опять утром не торопимся, значит выезжаем в 8, в городе покупаем булочек на перекус, но этого нам мало, решаем попить кофе в кафе по дороге. Слово бутик-отель должно было нас остановить, конечно, но не остановило. Кафе, как я говорю, с понтами, официанты при белых фартуках, в основном оно заточено под постояльцев отеля, но и с улицы людей принимает. Комплексный завтрак стоит 700 рублей, мы от таких цен немножко ошалели, помня завтраки двухдневной давности за 250. Взяли только кофе для Саши, на нем не экономим. Такой незапланированный завтрак задержал нас примерно на полчаса и к парку Рускеала мы прибыли примерно в 9-15 (парк с 9-ти) и первое, что я там увидела, была огромная парковка и очередь в кассу метров так на 30. Да, недооценили мы масштаб этого места.

Коротко о том, куда мы вообще приехали. До начала подготовки к поездке, я про это место вообще не знала ничего, считала, что наш сплав по реке в 2006 году – это примерно весь спектр достопримечательностей Карелии. И когда мы продумывали обратный путь, то вначале думали просто заехать в Петрозаводск, хоть там и были уже. Но потом всплыла эта Рускеала, многие ее хвалили, поэтому мы решили в Петрозаводск на заезжать, а посмотреть на то, что же это там за чудо у них. Изначально было непонятно: каньон это или карьер. То есть происхождение у него природное или рукотворное. Вроде потом мы выяснили, что разлом природный, но мрамор там добывали, значит каньон с элементами карьера.

А пока мы стоим в очереди за билетами, я, понятное дело, сижу, берегу силы. Заплатив за вход 900 рублей со всех, мы заходим внутрь. Тропа устроена так, что ты обходишь этот разлом, смотришь на воду сверху, а потом можешь прокатиться на лодке, посмотреть на мраморные скалы снизу. Очень красивое место, даже удивительно, что ничего про него не знали, такое стоит увидеть обязательно. Покататься можно на лодке с веслами, сколько-то это стоит, а можно как мы, на платформе с мотором, которая не просто плывет по каньону, но и заплывает в пещерки-гроты. Нам всем очень понравилось. Стоила эта платформа 1000 рублей на нас на всех.

Из тех развлечений, которые там есть, но которыми мы не пользовались. Есть там какое-то подземное озеро, но там ограничено число людей и пока наша очередь в кассу подошла, можно было попасть только после обеда, плюс там ограничение 7+, то есть нам не подходило. Также там можно полетать на тросе над каньоном, мы не решились, поэтому сколько стоит не знаю. А мы идем к выходу, дорога, конечно, местами для меня не очень, но ничего, везде дошла сама, а народ просто валит толпой, очень это место популярное.

Уже из последних сил доползла до сувенирного магазина, купили магнитики, варенье продается по цене в 2 раза дороже, чем в магазине.

Мы перед дорогой в Петербург едем на обед в место вчерашнего ужина и выдвигаемся в колыбель русской революции, дорога очень извилистая и велосипедисты, конечно, на месте, но за редчайшим исключением качество дорог по всему маршруту отличное.

Сразу едем к апартаментам, квартира просто шикарная, столько в ней всего есть. Я чувствовала себя в ней дочерью профессора Тихомирова, который уехал на отдых в Сочи и пустил меня у него пожить. Вся бытовая техника, посуда, полный набор умывальных принадлежностей, сатиновое постельное белье и репродукция моего любимого Моне на стене. Так шикарно мы еще не жили. 5000 в сутки в принципе стандартная цена за жилье для всей нашей семьи.

День седьмой. Окрестности Петербурга.

Завтрак у нас был включен в стоимость проживания и в холодильнике было полно еды, поэтому мы завтракаем дома. В Петербурге мы уже, естественно, не в первый и даже не в пятый раз, так что мест, которые нам еще надо посмотреть, осталось не так много. Сейчас, учитывая лето, мы решили посмотреть несколько мест в окрестностях. Начинаем с Кронштадта. Смотрим их огромный собор, рядом с ним вечный огонь, время небольшого урока патриотизма для детей. Дальше мы едем на какой-то пирс, посмотреть на море и попрощаться с ним неизвестно на сколько, потом мальчики пошли посмотреть на несколько военных кораблей. Которые стоят в порту, но близко к ним не пускают и корабли, конечно, поменьше тех громадин, которые мы видели на параде.

Теперь нас интересует другой пригород – Репино. Когда-то мой папа был там и помнит. Что там красивый вид на море. Сейчас, конечно, все изменилось, но что-то из прошлого осталось. Пообедать в Петербурге – проблема, большинство кафе работает только на вынос, поэтому мы закупаемся блинчиками и едем еще в кондитерскую Север, там можно посидеть, выпить кофе с пирожными, а блины съесть уже дома. Вечером сидим дома, самочувствие не очень, все-таки соловецкие дожди не прошли бесследно.

День восьмой. Чух-чух-чух! Ту-тууу!

Сегодня у нас последний день путешествия, но дорога домой недлинная, поэтому мы можем еще немного задержаться в Петербурге, тем более, что живем мы у Черной речки, где когда-то убили солнце русской поэзии. На месте дуэли установлен памятник, можно прочитать детям лекцию о том, что такое дуэль, кто убил Пушкина и выдавить из них хотя бы «у Лукоморья». А мне вспомнить, что я и на месте дуэли Лермонтова была под Пятигорском, там тоже памятник внушительный. А еще муж узнал про то, что в этом городе есть поезд, на котором перевозили ракеты. Разве можно такое пропустить? Конечно, нет. Это целый музей РЖД, думаю, не единственный. Билеты купили заранее, там ограниченное количество людей в музее, ну как купили? По многодетности билеты бесплатные, но через интернет нельзя купить бесплатные, поэтому за один пришлось заплатить 100 рублей. К назначенному времени пришли на Балтийский вокзал, надели маски и пошли смотреть поезда. Я не смогла насладиться всей экспозицией, можно сказать, увидела основное, не настолько сильно я люблю поезда. Мальчики были довольны.

Теперь нам осталось поесть перед дорогой в Додо пицце, заправиться под завязку на Газпромнефти и с удовольствием прокатиться по платной трассе, приходя в ужас от очередей на заправках. Дома были уже вечером.

По расходам на поездку:

Бензин (3000 километров) – 11 150 руб

Проживание (7 ночей)– 38 890 руб

Еда – 24 329 руб

Корабль – 16 200 руб

Тесты на COVID – 7 850

Развлечения, экскурсии и сувениры – 21 300 руб

Итого: 119 719 руб.

От поездки получили очень много положительных эмоций и закрыли много «хотелок». Эх, теперь бы еще на Стамбул с Каппадокией время найти…