На что похож Алтай?

     Вступление. При чем здесь Икарус?

     В прошлом году на праздновании 15-летия нашей свадьбы друзья поделились с нами своей грандиозной идеей о том, чтобы собрать компанию единомышленников и всем вместе отправиться в путешествие на Байкал. Для этих целей предполагалось арендовать или купить автобус Икарус. Там еще были обсуждения того, как получать на него права, где его по дороге обслуживать и так далее. Все мы знаем такие разговоры о предстоящих путешествиях после определенного количества спиртного. Но я задумалась: и правда, страна у нас большая и почему бы раз не проехаться по ней далеко. Уже в голове нарисовала себе маршрут через крупные города Сибири, опять же декабристские места не пропустить, все получалось очень заманчиво. У меня, конечно, в дальних мечтах лежит путешествие на поезде до Владивостока, но это ближе к пенсии.

     Своими размышлениями я поделилась с мужем, и он мне сразу сказал: «Какой Байкал на машине? Пять тысяч километров в одну сторону». Но мысль и в нем поселилась. Поэтому, когда через пару месяцев я поинтересовалась нашими планами на поездку летом, идея поехать на Алтай пришла легко и непринужденно. Не на машине, билеты до Горно-Алтайска стоили совсем не дорого, на нас пятерых чуть больше 66 тысяч при условии двух мест багажа.

     Занялись планированием маршрута, бронированием жилья и разных развлекательных активностей, - дело привычное и любимое.

     День первый. Прилетно-приветный.

     Ночь была бессонной, выезд ранним, дорога в аэропорт привычной. Не переживали из-за недосыпа, нам предстояло перестроиться на 4-х часовую разницу во времени – едем на восток. Шереметьево был на удивление пустынным, хотя вторая половина августа. А мы-то заложили много времени на стояние в очередях на всех досмотрах. В полете очень напрягали стюардессы, которые постоянно говорили о том, что надо надеть маску «как следует», через три часа маски централизованно поменяли и выдали новые, но тут уж куда деваться. 4 часа дороги прошли спокойно, все-таки дети уже большие, это не малышей развлекать в полете.

     По приезду сразу была ошарашена окружающей картиной: от самолета мы не ехали на автобусе и не шли по рукаву, он просто припарковался в 50 метрах от аэропорта, и мы по взлетному полю пошли сразу в здание аэровокзала, такого не припомню. Пейзажи за окном красивые: небольшие горы и лужайки на них. «Похоже на Альпы!» - сказали мы с мужем в один голос. Погода пасмурная, теплая, в воздухе как будто дымка, потом уже нам квартирный хозяин пояснил, что это привет от Якутских пожаров.

     В аэропорту нас ждала машина, которую мы взяли напрокат. Хендай Крета с полным приводом. Автомат. Достаточно новая. 38 250 рублей на 8 дней. Страховка полная с франшизой 20 000 рублей.

     Сразу едем заселяться в апартаменты, очень приличная квартира, милейший хозяин, который сам не так давно переехал на Алтай по причине любви к этим местам. Рассказывал нам много и увлеченно и посеял в наших душах мысли о возможности переезда сюда. Ужинать идем в кафе Натали поблизости, там не очень с сервисом, но неплохо с кухней. Все, день закончен, мы еще раз проверили наш маршрут по большой карте на стене в апартаментах и попытались уснуть, что удалось не всем.

     День второй. По тракту.

     Утро встречает нас облаками, лежащими на сопках, погода пока не радует. Едем на завтрак в кафе со словом Travel в названии, а как же иначе. Теперь по наводке хозяина закупаемся медом в проверенном магазине, где приличный ассортимент и как-то все серьезно.

     Отступление про мед: это самый популярный сувенир с Алтая. Я к меду отношусь как к сладости и никаких чудесных эффектов от него не жду, мне главное, чтобы он был безопасным. Плюс бабушка передала нам приличное такое ведерко меда из Саратова. Поэтому все эти истории про поездки на пасеки, дегустации и покупки «настоящего» меда прошли мимо нас. Купили его очень мало в основном на сувениры друзьям.

     Сегодня мы весь день будем ехать по Чуйскому тракту, останавливаясь в примечательных местах. Дорога эта хорошая, практически на Алтае единственная. На что сразу обращаешь внимание – это на большое количество домашней скотины на дорогах. Целые стада коров, овец, табуны лошадей. Один раз мы остановились перед пешеходным переходом и пропустили свинью, которая переходила дорогу с достоинством почтенной дамы. Чем дальше от цивилизации, тем животных больше.

     Небо немного прояснилось, а мы доехали до первого перевала – Семинского, но видовой точки на нем нет, только торговые ряды, поэтому мы проезжаем его без остановки. А вот на втором перевале (под названием Чике-Таман) все иначе. Есть несколько видовых мест, поэтому мы паркуемся и ходим-смотрим примерно час. Хотим что-то перекусить, но замечаем, что на Алтае очень распространены жареные пирожки и чебуреки, даже лепешки там жарят в масле. Найти что-то без масла удается с большим трудом. Конечно, очень много продавцов сувениров самых разных и мы что-то тоже покупаем, как удержаться. Что несомненно раздражает во многих местах и на Алтае тоже – это безумные люди, которые обвязывают тряпками деревья в самых красивых местах. Выглядит это уродливо и смысла никакого не имеет.

     Следующая остановка – место слияния Катуни и Чуи. Катунь – очень примечательная река, в первую очередь своим цветом, такая молочная бирюза, очень необычно. До видовой точки слияния нужно пройти какое-то расстояние по плохой дороге, плюс утренние тучи сменились жарким солнцем. Но самое забавное – это то, что, когда вы до этого места доходите, вы слияние видите не очень хорошо, вторую реку перекрывает гора. Поэтому мы возвращаемся к машине и едем примерно на 300 метров подальше, тогда все видно как надо.

     Дальше у нас по плану белая скала Белый Бом, но ее просто смотрим и фотографируем из машины.

     Приезжаем к месту нашего проживания на ближайшие 3 дня. Там обстановка более спартанская. Удобства только в одном номере из двух. С этой проблемой мы столкнулись на этапе бронирования жилья. 80% всех вариантов размещения не подразумевали удобства в номере, это для Алтая что-то роскошное.

     Хозяйка советует нам сразу поехать на Гейзерное озеро, до него отсюда рукой подать. Так и поступаем, за проход по мосткам к озеру берут 100 рублей с человека, но кассир, посмотрев на то, как я с трудом ковыляю после напряженного дня, денег с нас брать не стала, более того, когда на обратном пути мы хотели купить магнитик, за него она тоже деньги не взяла. Спасибо, я была тронута. Озеро само, конечно, волшебное и удивительное, со дна там поднимаются какие-то ключи и вода просто нереального цвета. Ничего подобного никогда не видела. Народу по берегам прилично, но все можно увидеть спокойно. Это место на Алтае пропустить нельзя.

     Неужели этот бесконечный день подходит к концу? Уже на негнущихся ногах закупаем продукты в магазине Мария Ра (сеть бюджетных магазинов на Алтае) и возвращаемся домой. Обнаруживаю, что свои лекарства я благополучно забыла в холодильнике в апартаментах в Горно-Алтайске и забрать мы их сможем только через неделю. Эх…

     День третий. Есть ли жизнь на Марсе?

     Изначально на сегодня у нас была запланирована заброска на ретранслятор. Оба слова непонятные. Поясню. Заброской называется доставка в какое-то труднопроходимое отдаленное место при помощи специального транспорта (буханка, УАЗ Патриот, ГАЗ66). Ретранслятор – это такой здоровый столб с антеннами. Нужно нам было туда, чтобы посмотреть красивые виды на высокие и снежные горы. Но погода опять была пасмурная, а значит наверху все будет в облаках. Мы по такой погоде уже по высокогорной дороге Гросглокнер прокатились. Очень развивает воображение, когда ты видишь облако и представляешь себе великолепную панораму, которую оно закрывает. Поэтому ретранслятор мы отложим, благо, дней запланировали с запасом.

     Значит сегодня поедем посмотреть Марс. Есть там такое место неподалеку, где растительности почти нет, а горные породы преимущественно красно-оранжевого цвета. Вот люди и назвали это Марсом. Но если вы были на Радужных горах в Перу или хотя бы, как мы, видели оттуда фотографии, так вот это Радужные горы в миниатюре, а не Марс никакой.

     Но попасть на Марс не так просто, как кажется. Вначале мы едем по Курайской степи и удивляемся тому, как поменялся ландшафт за окном за какие-то час-полтора. Теперь это похоже на картинку из фильмов про Америку с прямой дорогой, уходящей за горизонт. Засмотревшись по сторонам, поворот на Марс мы пропустили, указателя Марс нет, населенный пункт называется иначе и совсем не очевидно. Доехав уже почти до Монгольской границы и не увидев намека на красную планету, мы разворачиваемся и со второго раза попадаем в нужное место. Дорога там откровенно плохая, но терпимая до определенной точки, начиная с которой она становится просто неприемлемой, если вам дорога ваша машина или у вас прокатная машина с запретом езды по бездорожью. И по счастливому стечению обстоятельств окончание дороги совпадает со стоянкой машин повышенной проходимости (ГАЗики и буханки). Вот в одну такую мы и погрузились, лихо перескочили ямку с водой (возможно речку) и остановились. Водитель вышел и сказал, что у него теперь нет моста, видимо в машине, вряд ли на реке и предложил нам пересесть в другую машину, подоспевшую на подмогу. И помчали нас вначале к Марсу 2, это похоже на разлом, в результате которого обнажились горные породы красноватых оттенков. На радужные горы похоже очень. А оттуда уже к Марсу 1, где все помасштабнее, можно подняться на гору, предварительно перейдя речку по дощатому мосту без перилл. Мы поднялись докуда хватило сил, полюбовались необычными красками. Водитель выдал нам 40 минут на осмотр, вот в них мы и уложились. Едем обратно, наслаждаемся красивыми пейзажами. Во второй половине дня отдыхаем дома, вечером едем смотреть закат в живописном месте неподалеку. Надеемся на хорошую погоду завтра.

     День четвертый. Сейчас мы вас ка-а-ак забросим!

     Просыпаемся и видим солнце в окне. Впервые в этой поездке. Ура-ура. Заброска будет. Прямо в гостиницу за нами заезжает дядя Вова на УАЗ Патриот, я детям раздаю таблетки от укачивания, и мы стартуем. Дорога туда занимает почти полтора часа, довольно сильно трясет и болтает. По дороге проезжаем мимо заброшенного производства по добыче ртути. Грустное зрелище. Наконец высаживают нас на площадке, с которой очень здорово видны снежные горы. Целая панорама. Немного ходим туда-сюда, ждем пока облака разбегутся, ищем ракурс получше. Телефон показывает высоту 2993 метра. Минут 40 мы провели наверху и покатили вниз. По возвращению Саша спрашивает у дяди Вовы: «7500 с нас? Вроде нам такую сумму озвучили». «Нет, 5000», - говорит этот святой человек. Кто бы у нас так ответил не могу представить. Вся поездка легко в половину дня укладывается, чтобы убить свободную вторую половину, мы просто доезжаем до живописного места на берегу неизвестной реки, смотрим на воду, дышим ароматами луговых трав, едим облепиху с куста. Разлагаемся, завтра нам ехать дальше.

     Небольшое отступление про тех, кто приезжает на Алтай. Видели машины практически всех регионов России от Калининграда до Владивостока. Постоянно пытаемся расшифровать неизвестные номера регионов. Очень много машин из Новосибирска и Красноярска. Для них Алтай, наверное, как Сочи для Москвы. Часто встречали людей, которые приезжают на Алтай на выходные из соседних регионов.

     День пятый. Не так страшен Кату-Ярык, как им пугают

     Сегодня мы продвигаемся дальше по маршруту, сразу съезжаем с Чуйского тракта и об асфальтированной дороге забываем на три дня. Вначале проезжаем мимо Красных ворот – такие скалы вдоль дороги, в Абхазии явно бы брали экологический сбор за проезд, но здесь все бесплатно, поднимаемся выше в горы и попадаем в туман, из которого периодически выныривают коровы.

     Видимость низкая, скорость движения соответствующая. Вскорости доезжаем до перевала Кату-Ярык, любуемся очень красивыми видами с панорамной точки и приступаем к спуску по нему. Столько нас им пугали, что невозможно проехать, можно улететь и так далее. Даже специально машину взяли классом повыше, чтобы иметь возможность заехать на этот перевал, для арендованных седанов он недоступен. На самом деле некоторую сложность представляла возможность разъехаться со встречным потоком, но страшно не было никогда. Съехали мы с него довольно быстро, а потом еще 80 километров ползли по очень плохой дороге, которая при подъезде к турбазе становилась только хуже.

     Доехали мы до южного берега Телецкого озера. Места там необжитые, вариантов размещения мало, нам удалось снять номер без удобств и заплатить за две ночи, хотя жили одну, потому что на одну ночь заранее забронировать нельзя. Телецкое озеро мне напомнило озеро Рицца в Абхазии. Виды, конечно, красивые, но вода холодная и условия ужасные, поэтому хорошо, что здесь мы только переночевать.

     День шестой. Вода-вода, кругом вода.

     С радостью проснулись и стали собираться, паром у нас в 10 утра. Поесть здесь можно в единственной столовой и так себе там кормят. Выбор крайне скуден. Дорога от турбазы до парома – это то еще развлечение, на пляже довольно глубокий песок и те машины, которые спустились с Кату-Ярыка, застревали в этом песке и их приходилось вытаскивать. Но у нас полный привод и высокая машина, мы заехали на паром легко и непринужденно. Плыть примерно 6 часов, из развлечений на пароме только осмотр проплывающих берегов и сон в собственной машине, но мы не скучали, наверное, предыдущие дни были так насыщены впечатлениями, что некоторая скука была нам всем только на пользу. Съезжаем с парома и останавливаемся на ночлег в городке Артыбаш, он находится на северном берегу Телецкого озера и по виду напомнил мне городок Копакабана на Титикаке, который я видела только на картинке, почему- то мне показалось, что они похожи. Здесь условия проживания у нас отличные, все удобства, веранда. Рядом несколько кафе. Жизнь налаживается.

     День седьмой. На его месте должен был быть паспорт.

     Сегодня редкий день, когда в поездке мы встаем не по будильнику. Все-таки разница в +4 часа к Москве затрудняла утренние подъемы. Но сегодня у нас день разлагательный, активности есть только во второй половине дня. Поэтому с утра мы неспешно встаем, идем на завтрак, прогуливаемся по нашему городку, стараясь не разориться на сувенирах.

     На 3 часа у нас запланирован сплав по реке Бия. 800 рублей со взрослого. Все было непонятно со степенью намокания, говорили о каких-то брызгах от весел, плюс мы помним наши карельские сплавы, когда никто не намок особо. Поэтому я уж на совсем экстренный случай взяла всем переодевачку и совсем в последний момент отдала мужу паспорт из внутреннего кармана поясной сумки. Это оказалось очень мудрым решением. Конкретно этот сплав представлял собой полноценные купания в реке в одежде с лодкой. Мокрые мы были все и полностью до трусов, план поездки, который раньше соседствовал с паспортом в кармане сумки, намок до нечитаемого состояния. Но сам сплав мне очень понравился, так приятно чувствовать себя полноценным человеком, ведь в сплаве участвуют только руки, а они у меня работают хорошо, и я не была ни для кого обузой или балластом. Гребла наравне со всеми. Проплыли мы 22 километра, прошли 7 порогов, руки стерла до мозолей, но получила массу удовольствия. Вечером мы ловим уходящие лучи солнца и пытаемся как-то просушить намокшие вещи. Снова пакуемся, завтра едем дальше.

     День восьмой. А вы думали, что все будет так легко?

     Выезжаем в 6 часов утра и уже планируем как сдадим машину, заберем забытые лекарства и прошвырнемся по медовым магазинам. Сегодня у нас не запланировано никаких особых достопримечательностей, отдых наш из разъездного становится скорее оседло-радиальным. Переезжаем в поселок Чемал. Но не так быстро, товарищи.

     Примерно за час до Горно-Алтайска машина показывает нам, что в одном колесе упало давление. Мы думаем вначале, что какой-то сбой электроники, но ситуация усугубляется, давление в колесе падает. Добавляет пикантности ситуации то, что вокруг лес и связи нет просто никакой, позвонить хозяевам машины мы не можем никак. Останавливаемся. Думаем. Муж решает поставить запасное колесо. Примерно 40 минут работы и можно ехать. В итоге все закончилось хорошо, когда мы доехали до места со связью, связались с прокатной конторой, они нам посоветовали шиномонтаж, там нам быстро колесо подлатали, и мы даже несильно выбились из графика.

     Приезжаем в Чемал, сдаем машину, заселяемся в чудесные апартаменты на берегу Катуни с таким видом, который я не могу перестать фотографировать. Очень душевный хозяин апартаментов и вообще атмосфера, как будто мы приехали к родственникам погостить.

     Сам Чемал по сравнению с нашими предыдущими точками – это просто центр цивилизации. Людей, машин, движения на порядок больше.

     День девятый. Это Кара-кара-колы, детка.

     С этого дня наша группа пополняется еще одним концессионером. Сашин коллега Денис, с которым мы безуспешно пытались поехать в Южную Америку. Сегодня у нас опять заброска, в этот раз на Каракольские озера, но все серьезнее, с дорогой справится только ГАЗ 66, который здесь называют «шишига». Стоит это 2500 со взрослого. Ехать 3,5 часа в одну сторону. Едем мы в кузове этой чудесной машины, и дорога временами вызывает ужас. Особенно, когда говорят всем перейти на один борт и машина чудом не опрокидывается. Конечно, таблетки от укачивания приняли все.

     Довозят до пятого озера, потом есть два варианта: идти вверх до первого, второго, третьего, четвертого или вниз до шестого. Наверх от нашей группы идут Денис с Пашей, а все остальные выбирают более пологий и спокойный маршрут, едят чернику с куста и любуются огромными кедрами, которые окружают шестое озеро. Надо сказать, что озера достаточно высокогорные, лежат примерно на высоте 2000 метров. На подъемы-спуски дают примерно 3 часа, мы отлично провели время, погрелись на солнышке в полном одиночестве и совсем не устали. Паша с Денисом проявили стойкость духа и дошли до самого дальнего первого озера. Горжусь сыном.

     Дорога обратно была такой же тряской и долгой. Но всем поездка очень понравилась, действительно заповедные места. По приезду мы никак не можем наладить наши взаимоотношения с близлежащим кафе, хозяйка которого не справляется с потоком посетителей, но в итоге мы со всем разобрались и почти все время питались в этом кафе, где еда хорошая, а цены приемлемые.

     День десятый. Экстремальненький.

     После вчерашних дальних выездов сегодня мы развлекаемся поблизости. Есть в самом Чемале такой остров Патмос, на нем деревянная церковь. К ней идет подвесной мост, который довольно сильно шатается. В церкви довольно мало места, поэтому надо приложить максимум усилий, чтобы попасть туда, минуя организованные группы, коих там достаточно. Тогда есть шанс почувствовать атмосферу и благость. Мы уже на выходе столкнулись с толпой, так что можно сказать повезло.

     От церкви можно снова подняться вверх и пойти по Козьей тропе к гидроэлектростанции. Дорога снова очень живописная по берегу Катуни. Но и народу по ней идет прилично, постоянно пропускаем людей, которые идут быстрее нас. Опять подвесной мост, на котором могут находиться только 6 человек за раз, поэтому к нему небольшая очередь. На другой стороне что-то вроде парка развлечений с возможностью прыгнуть в пропасть на тарзанке. Что странно, есть такое развлечение и для детей. Наши смельчаки Паша и Денис снова геройствуют и оба прыгают. Стоит это относительно недорого, 500 рублей взрослый.

     Дальше можно пройти по бесчисленным магазинам сувениров, пообедать в кафе и даже покататься на небольшом колесе обозрения за 200 рублей. Маленький размер колеса компенсируется тем, что катают по 2 круга. Вдоволь нагулявшись, на такси возвращаемся домой. Есть еще необходимость купить пластиковые контейнеры, чтобы разложить мед в сотах, который мне вчера принесли с пасеки на подносе, чтобы увезти его домой. Магазин Мария Ра помогает нам в этом.

     Довольно спокойный и расслабленный день нужен был нам для того, чтобы набраться сил перед большим и трудным приключением на следующие три дня.

     День одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый. Смешались в кучу кони, люди.

     Мысль пойти на Алтае в конный поход зрела в моем мозгу уже некоторое время. Главное здесь было показать детям, что такое поход. Так, чтобы в палатке, еда из котелка и никаких удобств. Кроме меня этого никто сделать не сможет, а я в силу своей почтинеходимости не могу пойти с ними в полноценный пеший поход. А с конями это был вариант. И в дикой природе и идти не надо, но были нюансы. С конями у меня взаимодействие было один раз давно и не очень приятно, как будет в этот раз я знать не могла, но была настроена решительно. Тем более я не знала, как дети отнесутся к коням, у них опыт ограничивался покатушками на площади совсем в юные годы. Плюс, конечно, моя немощность вносила коррективы, но вроде мы выяснили у организаторов, что пройти надо будет совсем немного, метров 200, так что вроде как все складывалось, но было очень много неясности. Контор, которые организуют походы на лошадях, было много, и вариантов походов тоже множество. Я выбрала подходящий нам вариант и крупную компанию с хорошими отзывами. Иткая ее название. Поход на 3 дня и 2 ночи стоил 10 000 с человека.

     Забрали нас из гостиницы на микрике и отвезли на конную базу. Там был крайне неприятный и унизительный эпизод, когда сотрудники начали обсуждать мое состояние с моим мужем, вызвав его в кабинет для разговора, а я стояла на улице и все это слышала. Наверное, помыслы у них были самые благие, но мне было очень больно и обидно чувствовать себя невменяемым инвалидом, состояние которого обсуждают даже не с ним самим. Заверив их в том, что при любом раскладе мы не будем ни на что жаловаться, через 2 часа бессмысленных ожиданий все-таки приступили к посадке на лошадей.

     Здесь все было непросто, оказывается, у лошадей свои межличностные отношения в коллективе, у жеребца свои кобылы и чужих ему не ставят в группу. Двух жеребцов тоже, конечно, не ставят вместе. По забавному стечению обстоятельств у Саши был жеребец, у меня его кобыла, у Кати дочь этого жеребца, а у мальчишек были молодые кони-братья. Вот такие семейные параллели. Плюс с нами была кормящая лошадь и ее жеребенок, которого нельзя оставить дома, а то у матери пропадет молоко. Мою кобылу чужой жеребенок раздражал, и она его лягала при каждой возможности. На первый взгляд кони были послушные и спокойные, пробный заезд прошел ровно, с лошади упал только Миша и то, не упал, а скорее сполз с нее и не травмировался. Уже перед лагерем он упал снова, потому что его лошадь испугалась собаки и понесла, но тоже не пострадал. С опозданием примерно в 2 часа мы стартуем. Группа наша состоит только из нас шестерых, никаких посторонних, с нами идут два инструктора. Один отвечает за коней, второй за хоз часть.

     Сейчас я понимаю, что езда в первый день была сама легкая, по времени около трех с половиной часов, никаких бродов, много по ровной местности, страшный спуск был только один и в самом конце, но из-за позднего выхода, в лагерь мы пришли уже в сумерках и ужинали в темноте.

     Спали мы в палатках и на снаряжении наши организаторы сэкономили. Коврики и спальники были очень тонкими, поэтому на одних было жестко, а в других холодно, кроме того, рядом с палаткой паслась стреноженная лошадь и гремела колокольчиком полночи. Спали очень плохо.

     Утро началось с того, что Пашу тошнило, то ли съел что-то, то ли вирус подхватил, самочувствие было не очень, но он предпочел пойти в радиальный поход с нами, а не отлеживаться в лагере, к вечеру все наладилось. Поход был с гораздо большими подъемами и спусками и к вечеру в лагере я уже ходила еле-еле – ноги сильно затекали в стременах и совсем плохо работали. Ходили мы к скалам Три брата, но на сами скалы не стали карабкаться. Когда я не чувствовала, что вот-вот упаду с лошади, то получала от похода колоссальное удовольствие. Места вокруг очень красивые и нетронутые. Просто наслаждение ехать по этим высокогорным лесам и лугам. Вечер был примечателен тем, что плохо было одному из наших инструкторов, неужели вирус.

     Вторая ночь была лучше, безумная лошадь ушла пастись в другое место и проблем осталось только две: холод и твердый пол. Наверное, даже поспала. Это уже последний день похода, пока собирались, солнце уже поднялось высоко и 4 часа мы шли по самой жаре. В этот день было много бродов через реку, ее мы переходили раз 15. Но до перевала мы дошли неплохо, потом с лошадей слезли, я пыталась хоть как-то совладать с ногами после 4 часов жары, но проблемы были в первую очередь не у меня.

     Одна из лошадей оступилась на горной тропе и упала вниз в заросли кустарника, всадника на ней не было, самые последние и трудные метры лошади идут без пассажиров. Встать она сама не смогла, стали вызывать помощь с базы, время шло, я идти тоже не могла, тогда Саша и Денис взяли меня за руки-за ноги и занесли на перевал, там метров 100 дорога, но по камням. Спасибо им огромное не перестану говорить. Там уже можно было снова сесть на лошадь и ехать вниз к лагерю. Через час уже мы были на месте. Там опять с помощью мальчиков я добралась до нашего жилья. Ура, мы справились. Это было очень трудно, рискованно и временами безрассудно, но очень здорово. Дети все огромные молодцы, справились с лошадьми, не ныли и не жаловались. Мужчины наши просто герои. Собой я тоже очень горжусь.

     Сотрудники базы, конечно, не сказали мне ничего, типа «мы же вас предупреждали», потому что все наши проблемы мы решили абсолютно без их участия, не создавая им никаких сложностей. Все обошлись без травм, лошади лягали только наших инструкторов, нас ни разу. Натертые стременами мозоли и отбитая седлом пятая точка прошли примерно через неделю после возвращения. Как я и думала, плохое все забудется, а хорошее останется.

     День четырнадцатый. Для тех, кому одного раза мало.

     На сегодня у меня никаких планов нет, отходим от похода, стираем и собираем вещи. Наши апартаменты ждали нас, хозяин никого не заселял на эти 2 ночи, что нас не было, вещи мы оставляли в апартаментах, не платили ничего дополнительно. Кроме всех удобств, у нас была машинка-автомат и выход к реке с качелями и детской площадкой. Зависали там все свободное время, когда не было слишком жарко. Саша решает, что одного купания в реке с лодкой ему маловато и снова записывается на сплав. Сейчас он называется экстремальным, предполагает выдачу гидрокостюмов и съемку на камеру организаторов. Примерно полдня они с Денисом сплавлялись, вернулись радостные и довольные.

     После обеда мы боремся с недошопингом, закупая местный сыр и колбасу из мяса марала. Вечером наконец-таки сошлись звезды, чтобы посмотреть на звезды. Погода безоблачная уже 5 дней, я не хочу спать и не мерзну, выходим в наш садик, ложимся на землю и падаем в бесконечное море звезд. Такое чудесное завершение чудесной поездки.

     День пятнадцатый. Мы вернемся.

     Самолет у нас в 7 вечера, но то, что отъезд наш будет с огоньком, дал нам понять Миша, которого полоскало всю ночь. Утром вроде стало полегче, но с обеда жахнуло посильнее, поднялась температура, лекарства, градусник, все было при себе. Но отъезд в аэропорт, регистрация на рейс и первая часть полета прошли в сопровождении пакетика. Забавно, что на досмотре у меня «звенела» нога, сняла с нее кроссовок, а потом и носок, но нога звенела. Чудеса.

     Миша пришел в себя во второй половине полета самостоятельно. А уже в зоне прилета мы встретили людей с конной базы, которые летели с нами в одном самолете. Удивились они, наверное, что я сама шагаю, держа мужа под руку. В нашу последнюю встречу меня в основном таскали на руках.

     Все, мы вернулись. 4 часа разницы – очень хорошее подспорье перед школой, встаем рано легко. Перед глазами еще встают алтайские пейзажи, часто вспоминаем наше путешествие. Если на старости не решимся уехать жить в Тоскану, то есть вариант, где поселиться и в России. Алтай, жди нас, мы еще вернемся. А на Байкал мы съездим обязательно, но скорее всего зимой, очень хочу посмотреть на его голубой лед.

     По расходам.

    

    

     Вся поездка обошлась нам в 310 000 рублей на пятерых человек на 2 недели.

     Перелет стоил 66 500

     Жилье 51 200

     Заброски 19 400

     Конный поход 50 000

     Питание 40 000

     Аренда машины 38 250

     Прочие развлечения и сувениры 44 650.

     Видеоверсию нашего путешествия можно будет посмотреть на моем канале Youtube "Кому дома не сидится" ближе к октябрю 2021

Вернуться к Поездкам по России
Разработка, дизайн
SWS Краснодар, 2003
Разработка, дизайн
SWS Краснодар, 2003
При использовании материалов сайта гиперссылка на источник обязательна.
Проектирование и дизайн группы разработчиков SWS Краснодар, 2003
Copyright © 2003 SWS