Сильнее всего мы уверены в своих заблуждениях.

Возможно ли такое, что, активно путешествуя 20 лет, побывав не по разу почти во всех европейских странах, а на Италию найдя время аж 12 раз, мы ни разу не были в Турции? А что там делать? Мы же не любим групповой туризм, избегаем толп людей и не понимаем истории all inclusive. Зачем нам Турция? Русских там обманывают и к женщинам пристают. Как глупа я была с такими мыслями. Турция – это чудесная страна, гораздо более европейская, чем, например, Россия. Люди там, как и везде, разные, но нам попадались только приветливые, добрые и честные. Никто нас ни разу не обманул и не обидел. Слова о том, что мы из России, вызвали нерадостную реакцию только у

испанских туристов в аэропорту. Турки всегда реагировали позитивно и с улыбкой. О прелестях Турции, которые вызвали мое восхищение, по ходу повествования. Сейчас я хочу только сказать, что не надо полагаться на стереотипы и верить чужому мнению.

Теперь о том, как же мы все-таки решились на Турцию. Случилось это в те далекие времена, когда главной проблемой была пандемия и многие страны были закрыты. Мы сунули нос в билеты на майские праздники,

в ужасе отшатнулись и запланировали на эти дни автомобильное путешествие по России. Но моря хотелось, поэтому мы еще раз посмотрели на цены на конец мая, там все было гуманнее. В январе мы купили билеты в Стамбул на конец мая – начало июня, на всех пятерыз за 81 000 . Потом все завертелось так, что про пандемию все забыли, все менялось несколько раз, но вроде рейс наш не отменили, поэтому уже в конце апреля мы поверили, что все-таки летим и начали подготовку. Непривычно поздно.

Как спланировать самостоятельное путешествие, если у вас нет работающей кредитной карты? Как оказалось, возможно. Жилье мы забронировали через русского посредника Островок ру, он брал на себя сам платеж, естественно с полной предоплатой ему. Сказать про него можно многое, но хорошего мало. Когда мы случайно решили уточнить в одном из отелей, есть ли у него наша бронь (оплаченная и с подтверждением на руках), в отеле ответили отрицательно, мы обратились за разъяснениями в Островок, он задумался на долгих 4 дня и ничего вразумительного не ответил. Я с ужасом представила, что мы не дома об этом подумали, а приехали на место и узнали, что нас в отеле не ждут. Перед глазами была картинка с людьми на чемоданах в холле отеля, которую я видела по телевизору и думала: «Хорошо, что мы не доверяем турфирмам и все делаем сами». Неужели в этот раз это нас ждет? Нет, мы не сдадимся. В тех отелях, где

нам не подтвердили бронь, мы ее быстро отменили (время позволяло сделать это без штрафа и получить деньги назад), забронировали сами отели через букинг, в примечании написали, что у нас русская карта и мы не можем ей оплатить, хозяева отеля в положение вошли и два отеля мы оплатили по прибытию. Надо было так сделать со всеми. Цены на отели были совсем не дешевыми, сравнимы с европейскими. Не знаю, может за два года и в Европе проживание подорожало.

Теперь пришло время забронировать развлечения. На этот раз воспользовались сайтом эйр би энд би. Там без карточки тоже непросто, но если один человек хочет купить, а другой продать, то они сообразят, как им договориться. С некоторыми трудностями и проявленной смекалкой, мы забронировали себе и полеты на шарах и конную прогулку. Без предоплаты, под честное слово.

Так как всю подготовку к поездке мы начали очень-очень поздно, то на поиск изюминок времени осталось мало, но я подумала, что мы первый раз в Турции, и даже если посмотреть все самые популярные стандартные места, то впечатлений хватит, а изюмом займемся в следующие разы.

Тема карточек всплыла еще при планировании того, сколько денег брать с собой. Получается, что надо все тащить наличными. Но мы провернули одну операцию через банк Тинькоф и карту Мир, положили на нее

турецкие лиры и смогли их снять в Турции с некоторых банкоматов даже без комиссии. И как чудо восприняли, что нашу карту Мир приняли при оплате проката машины и в одном ресторане в Стамбуле.

День первый. Поразительный.

В аэропорт по традиции выезжаем сильно заранее, но нам так спокойнее. На регистрации проверили ПЦР тесты старших детей, которые надо сделать за 3 дня до вылета (мы это знали и сделали), нам с мужем

не надо как вакцинированным, младший по малолетству проскочил. Выяснилось, что маски, о которых уже все забыли, нужны при посадке в самолет. Пришлось покупать в автомате. Летим мы авиакомпанией Пегасус. В ней все бюджетненько. Расстояние между креслами маленькие, еды-воды нет, все за деньги. Вода – 2 евро за пол-литра, тут бы нам очень пригодились мелкие евро, которые мы забыли дома.

Трансфер мы заказали в конторе Get Transfer, все оплатили, причем из отеля нам предлагали свою машину, говорили, что туристы часто недовольны сторонним трансфером, но нам-то что их советы? Турки же

всех обманывают, мы лучше поверим русским сотрудникам. В итоге водитель ни слова не говорил по-английски, в салоне было жарко и дорогу он искал лишние полчаса. Надо было слушать турок.

Но это все мелочи. Приехали мы в отель Atam suites, на ресепшене человек прекрасно говорит по-русски, потому что родом из Азербайджана. Номер у нас хороший, но мы торопимся найти место, где поесть, потому что времени уже одиннадцатый час ночи. И тут мы в первый раз слышим этот звук. Рядом мечеть и муэдзин зовет на молитву. Я раньше никогда этого не слышала, как это вообще происходит. Такая тягучая песня, очень пронзительная.

Такая картина волшебная: ночь, мы в центре тысячелетнего города, людей вокруг немного, освещения тоже и этот звук откуда-то сверху. Как будто в другой реальности. Детей поначалу звук испугал, они от ислама далеки, конечно, но мы все объяснили, успокоили и они больше не пугались. Работающего кафе мы не нашли, нашли магазин, в котором продавец курил за прилавком, к курению турки толерантны. Купили каких-то печений, чай у нас был. Быстро ужинаем и ложимся спать. Стамбул мне очень нравится!

День второй. Классический.

Ночью спала хорошо, утренних пений не слышала. Муж сказал, что проснулся от них, а еще от крика птиц, он сказал гусей. Кто держит гусей в центре Стамбула? Загадка. Позже выяснилось, что за гусей муж принял чаек, которых в центре Стамбула множество. Мы в этом городе в первый раз, поэтому без осмотра галочных мест не обошлось.

Небольшое отступление про транспорт. Ввиду моей ограниченной мобильности, пешие переходы надо было минимизировать, думали про туристический автобус, но потом решили быть ближе к местному населению и выбрать классический общественный транспорт, в итоге остановились на Истанбулкарт, когда выяснили, что можно купить одну на семью и всех по очереди пропускать через турникет. Проезд в среднем 9 лир. Для перевода в рубли умножали на 4. Мы ездили на трамвае, метро, пароме и фуникулере. Стоимость примерно одинакова. Пополнять карту можно на остановках, автоматы по-английски понимают.

Так как живем мы в самом центре, то пешком идем к Голубой мечети или Султанахмет ее еще называют. Но предварительно завтракаем омлетом в уличном кафе, я начинаю наслаждаться кофе по-турецки, остальные пьют чай из очень симпатичных стаканчиков-бокальчиков. Привезли такие домой тоже.

Голубая мечеть снаружи обычного цвета, голубая она внутри. Снаружи она примечательна тем, что у нее 6 минаретов, у строителя и султана вышло непонимание в задании на постройку. Внутрь вход бесплатный,

но есть требования к внешнему виду. Мы знали, что идем в мечеть, поэтому оделись культурно, головы у женщин должны быть покрыты, причем панамка и кепка не подходят, но и шарфы я с собой взяла, хотя дают и готовые. На входе разуваются, но все настолько вежливо и культурно говорят, спокойно ко всем обращаются. Мое сердце растаяло, когда сотрудник пошел и принес свой стул, чтобы я могла сидя обуться. Это только у меня в наших церквях ощущение, что я все делаю не так и все мной недовольны? Сама мечеть внутри довольно сильно заставлена лесами, идет реставрация, но голубой огромный купол можно рассмотреть.

Выходим на улицу и сразу видим Святую Софию – она напротив. Но не все так быстро. С недавнего времени Святая София не музей, а в первую очередь мечеть, поэтому в определенные периоды вход в нее невозможен. Сейчас как раз такое время, мы полчаса стоим в очереди, ждем пока начнут пускать. Стоит наш герой Паша, а мы прохлаждаемся в тенечке на лавочке.

Вход тоже бесплатный, внутри просто волшебно, даже трудно описать словами свои ощущения. Вроде мечеть, а чувствую я себя в ней очень спокойно и тепло. На полу ковер, многие сидят на нем и просто

впитывают атмосферу этого волшебного места.

Еще дома, читая про этот храм, с удивлением узнала, что витражи, которыми я так восхищалась в Сен-Шапель в Париже, были украдены из этого собора крестоносцами в 12 веке. Сен-Шапель построили специально, чтобы их разместить. И я видела в Святой Софии окна, которые закрыты просто стеклом с решеткой. Явно раньше там был красивенный витраж.

Преисполненные эмоций, выходим на улицу и на трамвае едем в один из портов, чтобы поплавать по Босфору. Есть, конечно, специальные круизы, но нам так не надо, мы с обычными людьми, которые едут куда-то по делам. Садимся на остановке Eminonu (мы называли ее Эминем, как Kabatas был Карабасом, а Uskudar Учкудуком) на рейсовый кораблик и за 10 минут перемещаемся из Европы в Азию, там долго не задерживаемся, снова прыгаем на корабль и плывем в обратную сторону, в этот раз подгадав так, чтобы заплыть в залив Золотой Рог. Босфор – какое-то мистическое место, не знаю почему, но мне очень понравилось по нему перемещаться (плавать же нельзя говорить). Вода, чайки, запах

моря и турецкий чай в стаканчиках. Жизнь удалась!

Выходим на конечной станции Eyup Vapur Iskelesi. Решаем пообедать в нетуристическом месте. Английский людям незнаком, картинок тоже нет. Заказываем жестами наугад, получаем лепешки с сыром типа адыгейского и шпинатом. Обедаем недорого и идем дальше. А время – середина дня, а погода солнечная, а идти нам к конечной станции фуникулера. Еле-еле я доползла. А на фуникулер очередь, но тут уже два моих сына героически стояли,

пока я приходила в себя на лавочке. Поднимаемся наверх к кафе Пьер Лотти. Я пью самый вкусный турецкий кофе в этой поездке с сумасшедшим видом на залив Золотой Рог. Опять на фуникулере вниз и на такси в отель. 5 пассажиров водитель берет без проблем. Лежу-отдыхаю, восстанавливаю силы.

Закат в Стамбуле не может пройти мимо нас, поэтому заказываем такси, что сделать непросто, потому что люди не хотят ехать недалеко. В итоге везет нас к Галатской башне по таким улицам, по которым бы я

не сказала, что можно ездить машинам. На башню очередь, закатное время самое красивое. Пашу царапает кошка, их в Стамбуле просто огромное количество. Вход на башню 130 лир с человека, но виды с нее просто сногсшибательные. Стамбул такой огромный, но так как башня не очень высокая, то все достопримечательности прекрасно видно. Можно обойти по кругу и увидеть все виды этого тысячелетнего города.

Спускаемся вниз, силы есть, и мы решаем пройтись по Истикляль, которая идет от башни. Очень много людей, не люблю такое, недолго идем и сворачиваем в сторону, по сумасшедшему спуску идем вниз к трамваю.

Время ночное, улицы пустынные, но поймала себя на мысли, что мне совсем не страшно. Трамвай на удивление забит народом, хотя время одиннадцатый час, а люди как будто едут с детского праздника, судя по количеству детей в колясках и без. С трудом выходим на нашей остановке и уже без сил доходим до дома. Как мне здесь нравится!

День третий. Продолжение вчерашнего.

Основные и самые важные объекты мы посмотрели вчера, сегодня поспокойнее. Начинаем с сувенирного шопинга, для этого выбираем не Гранд Базар, а Египетский рынок или рынок специй. Идем пораньше, практически к открытию. Разведала место, где можно купить самый лучший кофе в Стамбуле. Магазин Мехмед Эфенди, запах кофе от него чувствуется за несколько метров и, несмотря на раннее утро, в магазине очередь. Покупаем кофе и какао и заходим в рынок. Из запланированного у меня турка для варки кофе и может быть специи. Все покупаем достаточно быстро, людей пока очень мало. Купили в первый раз стамбульские традиционные калачи-бублики и покупали потом часто. Вкусно и

недорого для перекуса.

После завтрака на трамвае едем до Kabatas, а оттуда на фуникулере едем до площади Таксим, упоминание о которой я слышала тогда, когда говорят о народных выступлениях и протестах. Площадь большая, есть где разместиться. Но мы от нее идем опять по улице Истикляль, есть у нас небольшой сувенирный недошопинг, плюс открытки и марки тоже надо бы купить. Но эта улица скорее для шопинга нетуристического, много магазинов, но они обычные,

сувениров там нет. Убедились мы в этом спустя примерно полчаса прогулки, в это же время смогли сесть на исторический трамвай, который ходит по этой улице и поехали на нем обратно к Таксим. Трамвайчик очень симпатичный и такой игрушечный, проехали по обычному трамвайному билету, никаких надбавок за древность. Зашли еще на Истикляль в магазин Хафиз Мустафа, купили одну коробочку Лукума за большие деньги, на остальное рука не поднялась столько потратить, сколько оно там стоит.

Опять на фуникулере и трамвае вернулись к остановке Султанахмет. По плану у нас Цистерна. Самая популярная Базилика какое-то время на реставрации, но рядом есть еще одна – Феодосия. Она не такая известная, но в ней есть лазерное шоу. На мой взгляд, сама цистерна уже очень необычное зрелище, но организаторы решили усилить впечатление. 150 лир с человека, детям скидок нет. Лазерным шоу нас удивить трудно, вспомнили наш поход в Карьер де люмьер в Провансе. Но сама цистерна стоит внимания однозначно. Силы истощились, пешком идем домой, очень много людей на улицах, многие идут в мечеть. Сегодня пятница, вроде какой-то особенный день. Много женщин в традиционной одежде, но и туристов в шортах достаточно, никто ни на кого не таращится и языком не цокает.

Обедаем у нас на районе в ресторане «У Тамары», пробую кебаб, в данном случае это мясная котлета. Потом в поездке кебаб был и нарезанным мясом, не до конца разобралась что же это такое. Самую жару пережидаем в отеле, заодно отдыхаем.

Вечером решаем далеко не ездить, погулять «на районе». Благо, живем мы в самом центре. Дороги здесь проложены в те времена, когда по ним ездили только редкие повозки, поэтому машинам и пешеходам на них

тесно, тротуары узенькие, частично идем по проезжей части. Местность с большими подъемами и спусками, все время идем то резко вверх, то вниз. А идем мы к ресторану, который я нашла на Трипадвайзере. Обещаны невысокие цены и хорошее качество. Но ресторан производит впечатление очень дорогого. Куча персонала, без резервации в саду мест нет, салфетки тканевые. Еда вкусная, порции огромные, я свои спагетти с морепродуктами не осилила даже с помощью Паши. Приносят кучу комплиментов бесплатных вроде оливок и десертов. С опасением ждали счета, но он оказался вполне терпимым, 700 лир со всех, при том что обычный завтрак в уличном кафе обошелся нам в 600 лир. Ищем место, где бросить открытки, но

уличных почтовых ящиков нет, а те что есть, не работают. Забираем открытки с собой в Каппадокию, будем искать почту там.

День четвертый. Уходим на восток.

Утром уезжаем на заранее заказанном трансфере в аэропорт, там у нас встреча с представителем прокатной конторы, но машину нужно будет забрать с парковки за пределами аэропорта. Представители конторы

опоздали на 20 минут, сказали пробки. (ага-ага, в субботу утром возле аэропорта). Приехали вдвоем с другом на обычной машине, пришлось нам всем пятерым трамбоваться на заднее сидение. Но ничего, до парковки ехать недалеко. Хуже то, что английским господа не владеют, кое-как общались через переводчик в телефоне. За машину Фиат Doblo мы заплатили 372 евро, плюс 65 евро страховка и 150 евро взяли депозит на оплату дорог и штрафов. Наверное, потом пересчитают и вернут разницу. Как ни странно, оплата прошла через карту Мир.

Машинка новенькая, 600 километров пробег. А нам предстоит проехать почти 700 километров до городка Гереме. Пока муж разбирается с дорогой и машиной, я глазею по сторонам. Из удивившего: огромное количество гигантских турецких флагов, они везде: на домах, на заправках, просто в городах, даже часто на вершине горы; очень хорошие дороги, даже в глухомани будет трасса с двумя полосами в каждую сторону и разделительной полосой (и это речь о бесплатных дорогах); на крутых серпантинах есть ответвления с песком, куда может съехать машина с отказавшими тормозами и замедлиться; очень много садов, теплиц и полей, земля не пустует, ограничение скорости 50, 70 и 82 километра. Почему? Непонятно

Заселяемся в отель Avlu Cave House, номер в пещере и это реальная пещера, в которой нет окон, холодно и сыровато. Ночью включали обогреватели, а днем спасались там от жары. В первый раз жили в таком номере – экзотика. Списавшись с человеком по шарам насчет завтра, идем искать еду, уже вечереет, в одном месте гуляют свадьбу с музыкой. Красота вокруг сумасшедшая и невероятная. Ночью в комнате непривычно темно и тихо – пещера.

День пятый. Если ты не можешь ходить, это не значит, что ты не можешь летать.

День начался у меня с подъема в 3 утра. В 4 за мной в гостиницу заехал микроавтобус и, собрав людей с других гостиниц, повез меня к гнезду шаров. Изначально мы с мужем решили, что полетим в разные дни, чтобы у детей остался хотя бы один живой родитель. Я хотела, чтобы муж поехал со мной, помог забраться в корзину, но ему не разрешили, мест в маршрутке нет свободных. «Ну что же, вам же хуже», - подумала я. Взяла скандинавские палки и

поехала сама. В итоге, конечно, в корзину я забраться самостоятельно не смогла, помогли мне, как и выбраться из нее после приземления. Сам полет на шаре – это из области ахов и охов. Неописуемый опыт, который нужно испытать хотя бы раз в жизни. Удивило то, что было совсем не страшно. Взлетали мы еще по темноте, рассвет встретили уже в воздухе. Красота невероятная, куча шаров, живописная долина внизу, шар все время поворачивает, чтобы у всех в корзине был полный обзор. Летали мы примерно час, потом виртуозно приземлились на прицеп машины, выбрались из корзины и даже выпили по бокалу сока с шампанским. Потом всем дали сертификат полетавшего, посадили в маршрутку и довезли до отеля. Примерно в 7 утра я

уже была дома. А моя семья ходила на веранду в отеле, откуда прекрасный вид на шары.

Силы есть, спать не хочется. Едем смотреть Каппадокию, начинаем с долины любви. Паркуемся у пафосного и дорогого кафе и немножко прогуливаемся. Кто думает, что в долине Любви скалы похожи на сердца, такой же наивный, как и я. Любовь тут это не про сердце. Но скалы красивые и стоят рядком. Дети мои тоже еще невинные существа и ничего «такого» в скалах не увидели. Теперь мы едем к Пашабагу, это тоже скопление причудливых скал,

похожих на грибы сморчки. Вначале решаем позавтракать огромными блинами с шоколадной и сырной начинкой, которые тут же готовит женщина на огромном круге, а потом решаем, что уже жарко, чтобы к этим скалам идти. И отсюда их прекрасно видно. Немножко покупаем сувениров и едем дальше. Скалу Ортахисар тоже смотрим снизу, карабкаться на нее по жаре мы и не планировали. Закупаем немного фруктов в магазине и едем остывать в нашу пещерку.

Надо сказать, что за полет на шаре я заплатила только днем, когда уже полетала. Организатор пришел к нам в отель за деньгами, после того как я ему напомнила, что уже полетала и хочу заплатить, вот такое доверие.

А у нас запланирована еще и конная прогулка на вечер. 22 евро с человека. Также забирают из отеля, везут на стоянку коней, выдают шлемы. Мы уже наездники опытные, плюс в Турции с лошадьми обращаются гораздо мягче, чем у нас, их никто не бьет, может поэтому и лошади более покладистые. Дети дали имена своим лошадям: у Паши, естественно, Спартак, у Кати – Спаржа, я свою называла нейтрально – Зина. Доезжаем до красивой панорамной точки наверху с видом на розовую долину, дают примерно полчаса свободных, фотографируют на конях и ведут вниз. Дорога тоже очень живописная, еду-любуюсь. Плюс закатный свет добавляет красоты. Также на машине отвозят в отель. Ужинаем в

найденном вчера ресторане и все, день, переполненный впечатлениями, закончен.

День шестой. Не сбавляем обороты.

Опять подъем в 3 часа ночи, провожаю мужа в полет. Волнуюсь, потому что высоты он боится панически, кресельный подъемник для него – страшный кошмар. Он и сам сомневался стоит ли лететь. Мои слова, что

нестрашно, помогали мало, я высоты не боюсь. Но в итоге страхи свои поборол и вернулся счастливый. Тоже сказал, что было нестрашно. А наша очередь теперь идти на отельную веранду и балдеть от вида шаров над Каппадокией. Шары при некотором отдалении очень похожи не метку геолокации в гугле. Теперь я так и буду эти метки воспринимать.

А мы завтракаем в городе и идем к открытию Музея под открытым небом, чтобы успеть до жары и до толпы. Билет там стоит 125 лир, вроде младший был бесплатно, но не успели мы дойти до пункта проверки

билетов, как сотрудник забрал у нас два билета, побежал в кассу, вернул нам 250 лир и дал два бесплатных билета. Видимо, мне как инвалиду и мужу как сопровождающему. Растрогалась.

Сам музей – это пещеры в скалах, которые выдолбили христиане, бежавшие от преследований, видимо, в Палестине. Внутри пещер есть даже какие-то фрески на стенах христианского вида. Я заходила не во все пещеры, но в некоторые. Думала, дети будут там лазать с удовольствием, но они не особо впечатлились. Солнце жарит уже сильно, поэтому мы двигаемся к выходу, я уже еле-еле ноги переставляю. Опять в магазин за фруктами, цены на которые

гораздо дешевле российских, находим все-таки почту, бросаем открытки, и они приходят даже раньше, чем мы успеваем вернуться из поездки.

Все, опять прячемся в пещере, потому что жара не дает никуда пойти. Но небеса сжалились над нами, после обеда существенно похолодало, пошел дождик, температура упала градусов на 10. Мы решаем поискать скалы-грибочки опята, спрашиваем у наших отельных менеджеров, с удивлением узнаем, что у нас были включены завтраки, на которые мы не ходили, потому что в подтверждении их не было. Находим грибы и ждем примерно полчаса пока закончится

дождь с грозой. Пользуясь природным послаблением, едем еще и в Учхисар – это самая высокая точка Каппадокии. Билет стоит 50 лир, но нас пустили по трем билетам, это из-за детей. На саму крепость надо подниматься, но лестницы все с перилами, а значит я смогу. Наверху был просто сумасшедший ветер, он подъему мешал, но мы справились. Время закатное, но закат в облаках.

Ужин опять в «нашем» ресторане, замечаю у себя Тосканский синдром: не могу перестать фотографировать окрестности. Завтра уезжать жалко.

День седьмой. О, а тут и море есть!

Если на восходе можно посмотреть на воздушные шары, то как можно это пропустить. Выбираем панорамную точку на Голубиную долину и опять не можем налюбоваться на это многообразие шаров на рассвете. Сегодня мы едем в наш следующий пункт – городок Чиралы. Дорога занимает у нас 9 часов, едем мы в пригород Анталии, проезжаем через нее по дороге и радуемся, что в ней не живем: город, переполнен людьми.

В нашей деревушке тоже туристов хватает, слышим часто русскую речь, видим машины с украинскими номерами. Но так как деревня крошечная, никаких больших отелей в ней нет. Только маленькие домики-апартаменты . Поэтому на пляже в зоне видимости редко было больше десяти человек. Сразу идем на море, вода теплая, но вход по камням не очень приятный. Я не плавала уже несколько лет и изменения заметны, ноги мне в плавании уже помочь не могут, но могу грести руками или на спине. Ничего, справимся. Ужинать идем в ресторан поблизости и так нам там нравится, что с другими кафе в нашей деревушке ему не изменяем. Цены вполне сносные, завтрак на пятерых в районе 300 лир, ужин не дороже 500.

Пансион наш утопает в зелени и цветах, апартаменты нам дали на первом этаже, чтобы мне не карабкаться на второй. Хозяева по-английски не говорят, при заселении был англоговорящий человек, остальные дни обходились жестами и улыбками. Хозяйка каждый день давала нам какие-то приятные вкусности: то оливки, то лимоны, то блинчики. Шелковицу нам разрешали рвать с их дерева. Можно было постирать вещи в машинке. 50 лир за загрузку, порошок хозяйский. Кроме нас у них жила еще одна семья, но пару дней. А так мы были одни у них. Эта уединенность характерна для Чирал. Мы были почти одни на пляже, в ресторане, в пансионе. И нам это очень нравилось, так не хочется, чтобы туристы заполнили этот город.

День восьмой. Иногда надо остановиться.

Впервые за 3 дня не встаем до рассвета. «По-королевски» спим до восьми, потом торопимся на море, потому что в 10 уже жарко. Завтракаем в «нашем» кафе, рядом с которым обнаруживаем будочку, где покупаем прогулку на яхте на целый день. 300 лир с человека.

Днем отдыхаем дома под кондиционером или во дворе в гамаках.

На вечер у нас запланирован поход в одно интересное место, для которого мы купили маршмелоу, а я замочила в воде бамбуковые шпажки. Есть в этих местах поразительное место, называется Химеры. Там из-под земли выходит метан и на воздухе воспламеняется. Выглядит это как гора с огнем в разных местах. Никогда такого не видела, надо посмотреть. Прочитали дома, что от парковки 800 метров, с таким я справлюсь. По факту 800 метров – это 1

километр довольно круто в гору по высоким ступенькам, естественно, без перил. Дело осложнялось тем, что время близится к закату и темноте, а идти по таким ступенькам в темноте трудно и опасно. Но сдалась я далеко не сразу. Вначале я карабкалась сама, потом Саша нес меня на спине, но на 500 метрах я поняла, что дальше бороться бесполезно, мы не успеем спуститься до ночи. Поэтому мы с дочкой остались, а мальчики пошли сами и спустя примерно полчаса вернулись с пожаренными маршмелоу, которые были очень вкусными. И пошли мы вниз, слушая рассказ о том, как это было красиво и удивительно.

Вечером на ужин захотела поесть жареной рыбки. Но все пошло не по плану, вначале я ждала, пока ее приготовят, когда мои все уже поели, а потом все кошки с округи, которые раньше просто бродили мимо, пришли под мой стол и стали выпрашивать рыбу. Больше такой ошибки я не совершала.

День девятый. Прыгай, Паша.

В 10 часов нас забрали с пляжа при отеле на небольшой яхте, кроме нас на ней было три пары. Но вместить этот кораблик может, думаю, человек 50. Весь день мы заплывали в разные живописные бухты, купались в них, а потом плыли дальше, любуясь пейзажами. Так как я не была уверена в своих плавательных способностях, то попросила спасательный жилет и плавала в нем. Старшие дети у меня плавают уверенно, младший купался только в тех бухтах, где мы приставали к берегу.

В районе обеда мы остановились в живописной бухте под названием Аквариум, я пошла плавать и столкнулась в воде с чем-то большим, испугалась, конечно, а потом поняла, что это была местная черепаха. Они водятся здесь и яйца откладывают в песок на нашем пляже (мы не видели, видимо, ночью). На обед нам дали жареную рыбу, спагетти и салат. Вот как раз рыбьи головы помогли нам приманить черепаху. Матрос бросил голову в воду и сразу из глубины выплыла довольно внушительная черепаха и заглотила эту голову за раз. Никогда я не видела таких черепах в естественной среде. Мы плывем дальше, нам еще дают турецкий чай с печеньем, а потом и арбуз.

Все остановки сопровождались непрерывными прыжками Паши с яхты в воду. Команда и пассажиры его подбадривали и тоже с ним прыгали. Я просила его немного перестать, боялась за уши. Но с ушами все было хорошо. Плохо все было с кожей, которая на плечах сгорела до волдырей. Пантенол, конечно, с собой был, но все равно следующие пару дней он постанывал и на пляж ходил строго в футболке. Закончилась прогулка примерно в 17-30 на нашем пляже и всем очень понравилась.

День десятый. Тоже нужно.

Отвели этот день на шопинг. Искупались утром и вечером, а самую жаркую часть дня провели под кондиционером в заранее разведанном торговом центре. Я умышленно не пошла в те магазины, которые демонстративно ушли из России, я в такие игры не играю. Закупились в основном детским трикотажем по приятным ценам. Паше вчерашний перегрев на пользу не пошел, плохо чувствовал себя весь день. Остальные были в порядке.

День одиннадцатый. Развалины часовни.

При подготовке к поездке я читала много рекомендаций посмотреть старый город в том или другом месте. Но я примерно представляю, как выглядят остатки городов периода Александра Македонского. Я видела их с избытком в Греции. Поэтому я решила, что одни такие развалины мы в поездке посмотрим и будет достаточно. Они все похожи друг на друга и достаточно плохо сохранились.

Для этого единственного объекта мне подошел городок Фазелис. Он находится поблизости, рядом пляж и можно искупаться, развалины там приличные и есть даже древний амфитеатр. Приехав к его открытию, были поражены очередью из машин. Неужели люди так тянутся к археологии? Входной билет 70 лир с человека, но можно купить абонемент на месяц и на год. Зачем год ходить смотреть на одни и те же развалины? Все объяснилось просто. Развалины в этой очереди на вход интересовали только нас. Остальные просто в выходной день приехали на хороший пляж с соснами и песчаным дном. Но нас с пути не сбить, мы первым делом идем смотреть на развалины. Остаток древнего акведука

(вспоминаем Сеговию и Пон де Гар), древнего амфитеатра (привет из Эпидавроса) и так, несколько объектов вроде Агоры, школы, хамама. Как и ожидалось, ничего не поразило. В Греции и в Италии такого добра полным-полно. Но ничего, посмотрели насколько далеко древние греки распространили свою культуру. Пляжей в этом месте три: на одном камни, и он интересен ныряльщикам, второй пляж – чисто Анапа: песок и мелко, на третий уже не пошли, искупались на втором и поехали обратно.

Собираем вещи, завтра уезжаем.

День двенадцатый. Do you speak English?

Тепло прощаемся в «нашем» кафе и с хозяевами пансиона, едем в Памуккале. Дорога долгая, проголодались. Останавливаемся в придорожном кафе, но уходим оттуда несолоно хлебавши. Меню на турецком, без

картинок, ничего не можем понять. Меняем стратегию и останавливаемся на заправке, где едим в фастфуде, но дешевле всего в этой поездке. Приезжаем в отель Alida hotel. Думаем, когда идти в бассейны, решаем все-таки с утра, сейчас очень жарко и людей просто мрак. Саша насчитал 25 туристических автобусов на парковке. Мы расслабляемся в отельном бассейне с видом на эту меловую гору.

Ужинать идем по наводке из отеля, видим какое-то гуляние, нарядный мужчина на наряженной машине, который высовывается из люка машины и стреляет из пистолета, надеемся, игрушечного. Что это было, мы не

поняли.

День тринадцатый. Как русалочка.

Подъем запланирован ранний, чтобы бежать к травертинам, но я проснулась еще раньше. Очень громко горланили птицы и что-то гудело. Я лежала и думала, что же так может гудеть? Бассейн они что ли чистят? Выйдя на балкон, увидела почти во дворе воздушный шар. Здесь тоже такое развлечение доступно, но мы не хотели. Шаров гораздо меньше и виды не столь живописные, стоит дешевле, чем в Каппадокии евро на 30. А ласточки орали, потому что

под балконами третьего этажа прямо напротив наших окон их гнезда.

Мы одеваемся и едем к верхней парковке, она открывается с 6-30 утра, но мы первые на въезд в 6-10. Заезжаем, платим за парковку 20 лир и с человека 150 лир, Миша бесплатно. Со всех моих болезных ног идем к этим меловым бассейнам, известным еще с римских времен с какой-то целебной теплой водой. Выглядит очень красиво сверху, но вход на них босиком, а поверхность очень колючая. Обычные люди морщатся, а я просто страдала, так было

больно по ним ходить. Я даже решила попробовать проплыть по ним, но там мелко и вода плохо держит, так что зря намочила купальник только. В основном в этих травертинах не купаются, а ходят по ним с закатанными штанинами. Но место красивое, посмотреть стоит. Но я не знаю, что там видно днем, потому что даже те тридцать человек, которые были одновременно с нами, мешали обзору, а что делать, когда там пассажиры тридцати автобусов, я не представляю. Мы бредем обратно и даже успеваем на завтрак, который у нас включен в стоимость.

Все планы выполнены, можем ехать в Стамбул. Дороги отличного качества не удивляют, скорее вызывают непонимание почему у нас не так. Едем по шикарной платной магистрали, которую наш навигатор 2019 года не видит, значит свеженькая.

Трафик в Стамбуле сумасшедший, мы знали об этом, поэтому жилье забронировали на окраине и на азиатской стороне, чтобы поближе к аэропорту. Живем мы в отеле «Princess Residence Apart» в нетуристическом

районе. Идем ужинать в местное кафе, вокруг почти все женщины одеты традиционно, в черное и закрытое. Я в белой майке чувствую себя неуютно. А вокруг обычная настоящая жизнь: мальчишки играют в футбол, и мяч вылетает на дорогу, перед нашим отелем люди собирают шелковицу, расстелили клеенку и трясут дерево, мы тоже так собираем.

День четырнадцатый. Можно еще немножко Стамбула, пожалуйста?

Утром муж борется со страхом не успеть сдать машину и опоздать на самолет, то есть едет проверять парковку, на которой завтра ему надо возвращать машину. День сегодня пасмурный и даже дождь обещают, это хорошо, нежарко. Мы едем гулять по Стамбулу, вначале на машине до ближайшего торгового центра, возле которого есть метро, там машину оставляем и едем на метро почти всю ветку от начала до конца до станции Учкудук, оттуда на пароме до Карабаса, на нем нашли какое-то интересное кафе, в котором я хотела попробовать турецких сладостей, коих в поездке я ела очень мало. Но и там меня не порадовали, десерты типа чизкейк я могу и дома поесть. Кофе был очень вкусный, муж

сказал, что и круасан тоже.

Я сказала мужу, что в воображении нарисовала себе картину, что я сижу в кафе и смотрю на Босфор. Муж, конечно, над моими фантазиями посмеялся, но принял к сведению. Мы опять на кораблике плывем на азиатскую сторону, но на другой причал – Кадикой. Он менее ходовой, чем Учкудук, но в городе, где живет 15 миллионов человек, пустых набережных днем не бывает. В Кадикое лавочки в порту все заняты, но нам помог дождь, который вначале

всех согнал, а потом кончился и можно было выйти из укрытия, вытереть лавочку чем придется и сесть, повтыкать на Босфор, на корабли, рыбаков. Подышать этим воздухом, послушать чаек. Но кафе-то нет, значит картина неполная. Находим и кафе прямо в порту и, о чудо, у него есть веранда, а значит все как в мечтах: кофе и Босфор.

Можно двигаться в сторону дома, но причал это не наш, а переплыть между причалами на азиатской стороне невозможно. Поэтому мы плывем до Эминема, а от него уже к Учкудуку. Пока плыли, наметили себе уже

объекты к осмотру в следующей поездке и выбрали район, где будем жить в следующий раз. Возвращаемся в наше «Алтуфьево», ужинаем в том же месте, пробую десерт на вид с лапшой, но это не лапша, очень вкусно. Пакуем вещи, готовимся уезжать.

День пятнадцатый. Грустно-последний.

Не хочется уезжать, так здесь хорошо. Но мы еще приедем. Полет без проблем, в аэропорту Домодедово и перед ним пусто. Мы вернулись, а в почтовом ящике нас уже ждали открытки из Турции.

Общие выводы:

Вывод здесь один: все, что мы думали о Турции, оказалось неправдой. Так хорошо, что появилась страна, в которую мы хотим и в которую нам можно.

Расходы на поездку на 5 человек в рублях:

- питание – 58 000

- развлечения (шары, кони, музеи) – 50 000

- ПЦР тесты – 10 000

- прочее, в том числе шопинг – 40 000.