Если с первого раза не вышло, то надо попробовать еще раз.

Вступление. Прошло три года.

Не буду сейчас повторяться и писать, как возник замысел поехать в Южную Америку, как он зрел и развивался, как он вылился в полностью подготовленную, организованную и частично оплаченную поездку, сколько нервов нам стоил месяц до отъезда, как мы меняли билеты и надеялись, надеялись… Как за три дня до вылета мы узнали, что никуда не едем. Как я проплакала целый день. Как отказывалась распаковывать чемоданы две недели. Все это было и обо всем этом написано в тексте «как мы не поехали в Южную Америку» на этой странице.

Но мы перевернули лист и начали действовать. Вначале мы почти год возвращали оплаченные деньги (не мы, всем занимался Саша), вернули все, потери составили по 1 500 рублей с человека.

Потом мы надеялись на 2022 год, и я даже снова начала учить испанский, но пандемия все длилась, и я опять перестала. Потом все стало совсем плохо, вариантов перелета было раз-два и обчелся, карты наши не работали, я всерьез опасалась ядерной войны и даже запаслась йодом. А потом наступил август 2022, и мы решили рискнуть, конечно, билет стоил в полтора раза дороже, но и прилетали мы сразу на западное побережье.

На такую авантюру согласились четыре человека из шестерых, которые собирались ехать в двадцатом году.

В этот раз мы нашли некоторые слабые места в прошлом маршруте и немного его поправили. Начинали с западного побережья, в Куско заложили на день больше, на обратном пути исключили автобус до Сальты и летели самолетом до Буэнос-Айреса. Но общий набор достопримечательностей остался прежним. Три столпа: Мачу-Пикчу, солончак Уюни и водопады Игуасу. К ним гора всяких интересностей поменьше. Пять стран (не считая Катара): Перу, Боливия, Чили, Аргентина, Бразилия.

Для покупки билетов и брони отелей открыли вначале армянскую, а потом и белорусскую карты. И были случаи, когда они обе не срабатывали, тогда мы либо обращались к посредникам, либо просили друга не в России.

Из этого абзаца совершенно логично следует абзац с благодарностями:

- миллион спасибо маме моего мужа, которая героически согласилась остаться с нашими тремя детьми, пока мы куролесили по Южной Америке. Александра Петровна, мы Вас любим;

- никогда бы я не прошагала все эти места, если бы не могла рассчитывать на помощь Саши и Фатимы. Спасибо вам, родные, за поддержку во всех смыслах этого слова;

- спасибо нашему другу Саше за то, что несколько раз просто спасал нас с переводами денег, когда карты не работали. Ты добрый и бескорыстный человек;

- спасибо Денису за то, что за каждое такси и каждый трансфер мы платили половину стоимости, а не две трети;

- спасибо моему учителю испанского Елене Павловне за то сумасшедшее количество комплиментов моему знанию испанского, которое я получила;

- спасибо нашим детям, за то, что они были молодцами эти три недели и даже не заболели;

- спасибо огромному числу людей уже на месте, которые помогали нам и подсказывали.

Продолжение вступления. Ну вы же не думаете, что все будет так просто.

Не буду писать про мои опасения насчет ядерной войны, кто в этом году этого не боялся, но были угрозы и пореальнее.

Вначале в Перу поменялся президент, а народ с этим не согласился. Было это все до Нового года, я, конечно, не отмахивалась совсем от этой угрозы, помня мое отношение к какому-то вирусу в Китае поначалу. Но все-таки надеялась, что все рассосется. Но когда они в январе разобрали рельсы и Мачу-Пикчу стал недоступен, я поняла, что дело пахнет керосином. Руку на пульсе держали и планировали разные планы отступления. Что в итоге решили, будет понятно по ходу повествования.

Теперь встала тема прививок от Ковида. У всех стран требования были разными, но все-таки прививку сделали, забегая вперед, спросили сертификат в Боливии и Бразилии.

Еще под конец думали про прививку от Желтой лихорадки, но решила перед поездкой иммунитет не тревожить и понадеяться на авось.

Краткий маршрут у нас вырисовывался такой: Москва-Доха-Сан-Паоло-Лима-Куско-Агуас-Кальентос-Куско-Копакобана-Ла Пас-Уюни-Сан Педро де Атакама-Сантьяго-Буэнос-Айрес-Пуэрто де Игуасу-фос де Игуасу-Рио де Жанейро-Сан Пауло-Доха-Москва.

В Сан-Паоло и Сантьяго была только стыковка, в город не выходили. Поехали уже наконец!

16-17 марта 2023. Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам…

Наконец этот день настал. Оставили последние поручения, поцеловали детей, присели на дорожку и стартовали.

Лететь нам предстояло Катарскими авиалиниями. Наслышана я была про роскошные авиакомпании с ближнего востока. Но эконом-класс был у них вполне обычный, кресла скорее жесткие, расстояние между ними небольшое. Кормили хорошо, алкоголь наливали. Необычно было то, что пассажиров разделили на категории и сажали по этим категориям, но это было и в других авиакомпаниях, может мы давно не летали и так теперь везде. Но все эти категории были нам не очень важны. Меня с палочкой пропускали везде в первую очередь.

Катарский аэропорт поразил своими огромными размерами, пальмовым садом и почти полным отсутствием людей. Время было раннее, стыковка короткая, трансатлантический самолет был огромен. В этом полете я многое делала в первый раз: летела в Южное полушарие, пересекала океан и экватор, провела в воздухе 14 часов. Не могу сказать, что перелет меня сильно утомил, ноги немного отекли, но терпимо. Скорее было скучновато, фильмов с русской озвучкой почти не было, играми я не увлекаюсь, посмотрела на английском «Вам письмо» и «Гордость и предубеждение». Была очень приличная турбулентность над Африкой, в окно не было видно ничего, а иллюминаторы просили закрыть, чтобы не отсвечивали мониторы.

Прилетели в Сан-Пауло, сориентировались быстро и перешли на рейс до Лимы, самолет задержали на 15 минут, объявление об этом на португальском не поняли, попросила перевести. Если не португальский, то

только испанский, с английским здесь все не очень. Хорошо, начинаем использовать испанский, не зря же я его учила перед поездкой. Главное было понять, что багаж наш перегрузят, потому что первые два перелета у нас были Катарскими авиалиниями, а третий уже в кооперации с ЛатАм. Забегая вперед, скажу, что ни на одном из 15-ти рейсов наш багаж не потерялся. Встретили мальчика из Азербайджана, которому я вначале переводила на английский то, что услышала по-испански, потому что он ничего не понял, а потом он спросил откуда мы, и мы поняли, что английский в нашей беседе был лишним.

В Лиму прилетели уже ночью, знали, что воспользуемся Грин такси, что заплатим за проезд армянской картой, все сработало. Живем в районе Мирафлорес, едем в отель по берегу Тихого океана. Лима имеет очень оригинальное расположение. Город стоит на берегу океана, но от океана вверх идут отвесные скалы и к самому океану не так просто спуститься, есть некоторые спуски, но основная жизнь проходит наверху. Неужели мы сюда доехали?

Что я делаю первым делом после заселения в гостиницу? Конечно, бегу в ванную и смотрю как воронка в раковине закручивается против часовой стрелки. Неужели мы и правда в южном полушарии???

18.03.23 Двенадцать градусов южной широты. Какие пингвины?

В новом полушарии спали хорошо, но проснулись рано, 8 часов разницы с Москвой. Начинаем с обмена денег. Еще дома спланировали бюджет и с учетом этого прикинули сколько долларов нужно поменять в

каждой стране. Спрашиваем на ресепшене ближайший обменник и получаем перуанские соли вместо долларов. Самое время понять, что я забыла дома расческу и панамку.

Сегодня у нас по плану купания в океане. Заранее ничего не бронировали, решили разобраться на месте. Начали с таксиста, адрес ему показали, он головой покивал, но дороги не знал, несколько раз останавливался и спрашивал куда ехать. Пока ехали, проезжали настолько неблагоприятные районы, что водитель попросил Дениса снять фотоаппарат с шеи и убрать под ноги, кабы чего не вышло. В итоге привез нас вроде куда надо, там охранники куда-то позвонили, договорились, у нашей конторы мест не было, состыковали нас с другими, те приехали за нами, отвезли переодеться и на лодку.

Под ногами путался человек, который продавал защитные чехлы для телефона, купили не особо соображая для чего они нам. В воду прыгать с телефоном мы не планировали. Как же пригодились нам эти чехлы на водопадах Игуасу! Даже погружение под струи воды не повредило телефону.

Пока едем к порту, я обсуждаю с директором турфирмы (он нас везет) спряжение испанских глаголов. Оказывается, в Латинской Америке есть некоторые отличия в спряжении глаголов в отличии от Испании. Платим за экскурсию 56 долларов с человека (даже дешевле, чем в планируемом месте). Покупаю шляпу по пути, потому что солнце печет. Денис кремом от солнца не мажется, «я никогда не сгораю», Саша мажет только лицо. Сгорели оба, половину поездки «линяли».

Из порта мы выходим на одной лодке, в море пересаживаемся на другую. Мне, конечно, все помогают. Катают нас вокруг небольших островочков с кучей птиц. Мамочки, это же пингвины, но мы же почти на экваторе! Пингвины Гумбольдта живут в этих широтах. Они маленькие, но вполне себе пингвины. В птицах не соображаю, опознала только пеликанов, остальных много разных, я таких, конечно, никогда не видела. Но просмотром птиц дело не ограничилось, теперь пришло время поплавать с морскими котиками, здесь их называют морские львы, видимо для солидности. Нам выдают гидрокостюмы, но с короткими рукавами и штанинами. Естественно, все в спасательных жилетах. Я-то знаю, что Перуанское течение холодное, но это не значит, что холодная вода. Оно холоднее окружающего океана, но гораздо теплее, например, «теплого» Гольфстрима. Мне совсем не было холодно.

Подплывая к острову на лодке, чувствуется как воняют котики, но в воде запаха нет совсем, в воде от них не пахнет. Трогать котиков я побоялась, но рядом с ними поплавала, такие они трогательные и умилительные. И очень любопытные, им было интересно вокруг нас плавать. Людей не боятся, одна утка просто плавала между нами и даже не испугалась, когда ее кто-то погладил. А я была просто в сумасшедшем восторге от того, что я плаваю в Тихом океане с местной фауной, что все то, что казалось невероятным, происходит на самом деле. Просто легла на спину и наслаждалась моментом.

Встретили на лодке русскоговорящих людей, но это были не туристы, а сотрудники посольства на отдыхе. Чтобы ситуацию внешнеполитическую не обострять, не стали уточнять, посольство российское или украинское. Славянское.

Плавали мы примерно полчаса, потом мне помогли забраться в лодку, и мы двинули обратно. Состояние эйфории осталось у меня до вечера. На такси едем в отель. В Лиме очень оригинальный общественный транспорт, в котором ездят кондукторы и зазывают пассажиров, входят и выходят люди в него почти на ходу.

На вечер у нас зарезервирован столик в ресторане на пирсе Rosa Nautica. Сделала это еще в России и не могла поверить, что мы правда там окажемся. Но все получилось. И вот мы смотрим на то, как солнце садится в Тихий океан, пьем традиционный перуанский коктейль писко- саур и пока не очень верим в проиcходящее. Обратила внимание, что солнце садится очень быстро. Это мне так показалось или ближе к экватору что-то по-другому? Загадка… Еще вечером купили разных фруктов в магазине. Что могу сказать, те фрукты, которые есть у нас (бананы, апельсины), у нас вкуснее, из тех, которых у нас нет (названия большинства не знаю) понравилось далеко не все. Для меня открытием стала папайя, а остальным она не понравилась. Так что эксперимент прошел с переменным успехом.

19.03.23 Где эти чертовы пеликаны?

Разница во времени дает о себе знать, с двух часов ночи не сплю. Утром у нас по плану кормление пеликанов на рыбном рынке, но адрес там неточный. Ладно, разберемся. Водитель такси опять спрашивает дорогу у встречных людей, а мы спорим с ним куда ехать, как коренные жители. Находим рынок, обстановка такая, как в фильме человек-амфибия. Очень колоритные рыбаки, много разной рыбы. Не хватает одного – пеликанов. Чаек завались, а пеликанов есть парочка, и они пасутся поодаль, в море, не подходят. Покупать рыбу и пытаться их как-то приманить показалось плохой идеей, поэтому мы немного прошлись вокруг, подождали может пеликаны вернутся. Посмотрели, как чайки дрались из-за краба и, несолоно хлебавши, уехали с этого рынка.

Теперь едем на сувенирный рынок, закупаемся там майками-магнитиками. Встречаем русскоговорящего продавца, со старых времен он знает язык и очень рад пообщаться. Вечером снова хотим встречать закат на Тихом океане. Удивило, что ресторанов с видом почти нет, не считая нашего вчерашнего. Находим какую-то фастфудную блинную рядом с парком Любви, закат все так же прекрасен, сегодня на удивление много парапланеристов в воздухе. Идем пешком в отель, заходим в местный книжный магазин, где покупаем открытки и книгу моему учителю испанского. В магазине видим книгу о войне на Украине.

20.03.23 Что такое высота и как с ней справиться.

День начался у нас во втором часу ночи, потому что предстоит ранний вылет в Куско. Сегодня мы прыгаем с нуля метров над уровнем моря на 3600 метров. Перед поездкой много читала про высотную акклиматизацию, пропили с мужем курс мексидола по совету врача, лекарства взяли, ночевку запланировали по правилам пониже, но все равно было страшновато. Самая большая высота, на которой я была на земле – 3 500 метров на станции Мир на Эльбрусе, была там полчаса, ничего не почувствовала.

Но до высоты у нас проблемы пониже. Заказали такси на 2 часа ночи, собрали вещи, загрузили все чемоданы и меня в лифт и … лифт застрял между этажами. Сидела я в нем минут двадцать, пока остальные пытались объяснить портье, что меня нужно вытащить из лифта. Естественно, говорил он только по-испански, а они им не владеют совсем. Но язык жестов – великая вещь. Меня спасли и на самолет мы успели.

Лететь чуть больше часа. Наверху прохладнее и пасмурнее. Сразу при выходе приходится прорываться через плотный коридор таксистов. Нас встречает человек, который будет нас возить по окрестностям Куско. Зовут его Эрисо. Сегодня нам надо оставить чемоданы в апартаментах, потому что в поезд на Мачу-Пикчу, который у нас вечером, можно брать только сумку до пяти килограммов. Поэтому мы договорились с хозяйкой апартаментов, у которой потом будем жить, о том, что большие сумки оставим у нее.

Наладили с ней контакт еще при первой подготовке к поездке, забронировали жилье у нее снова, и она, конечно, помогла нам и с трансфером и с некоторыми бытовыми вопросами. Купила, например, Фатиме

семена их необычных сортов кукурузы. А нам купила билеты на автобус до Мачу-Пикчу, потому что карты наши опять не работали, рассчитались с ней наличными. Просила у нас привезти ей матрешку, хотела даже деньги за нее отдать, но мы дарим матрешки всем людям, с которыми хорошо общаемся в других странах, естественно, Сесилии мы матрешку подарили.

Забавно получилось с нашим мировосприятием. Мы заговорили о том, какая погода сейчас в России. Я ей говорю, что в Москве 0 градусов, а Фатима из Краснодара, она живет южнее. И хозяйка говорит: «То есть у нее еще холоднее». Для нее юг ассоциируется не с теплом, как у нас, а с холодом.

Сегодня у нас план такой: мы смотрим три объекта в Священной долине инков и к вечеру должны быть в Ольянтайтамбо, откуда у нас поезд в Агуас-Кальентос. Самочувствие пока бодрое, поначалу появилась

дрожь в ногах, но она прошла. Начинаем мы с Писака, но вначале мы до него едем, слушаем традиционную индейскую музыку, останавливаемся на панорамных точках и пищим от окружающей красоты. Эрисо много нам о чем рассказывает, показывает что где растет. Понравились посадки киноа и была удивлена, сколько же растет картошки. Очень много картофельных грядок такими же рядами, как у нас. Рассказал, что у них 2 времени года: когда идет дождь (с октября по апрель), и когда дождь не идет (с апреля по октябрь). Сказал, что к испанцам относятся по-разному, и что испанцы много всего инкского разрушили. Также останавливаемся, чтобы позавтракать. Начинаем пить чай из листьев коки, исключительно с целью борьбы с горной болезнью. Поначалу он нам не очень понравился, а потом пристрастились. Помогал ли он? Ну мы же не узнаем, как было бы без него, так что верим, что без него было бы хуже.

В Писаке мы покупаем Болето туристико, который дает право на вход сразу в несколько достопримечательностей. Это все древние строения, которые непонятно, как и кем были построены. Ну, вернее это мне непонятно, местные считают, что это построили древние инки, а каким образом и почему до сих пор так строить не умеют, на это они толком не отвечают. Вот в Писаке мы увидели громадные террасы, которые использовались для выращивания разных культур в зависимости от высоты, сейчас там ничего не выращивают, это объект всемирного наследия Юнеско, но Эрисо показывал мне подобные террасы, которые используются по прямому назначению, на них я видела, как растет кукуруза. Мы немного прогулялись по территории археологического парка до панорамной точки, встретили стадо лам в свободном выпасе, как кони на Алтае. Очень красивые виды на эти террасы и на горы. Дальше мы едем в Марас, это такие специальные бассейны, в которых добывают соль. Смотрим на все это сверху, с панорамной точки.

Дальше пришел черед познакомиться с народными промыслами. Привезли нас в обычный дом, там женщина показала, как шерсть моют, отбеливают, красят, прядут (дала попробовать на аналоге веретена), потом ткут на специальном станке. Было очень интересно посмотреть на натуральные красители вроде фиолетовой кукурузы или тли с опунции, которую давят и получают ярко-красный цвет. А еще меня поразил мыльный корень, когда она при нас натерла на терке какой-то корешок, залила водой и реально получился мыльный раствор, который существенно отбелил шерсть. Сфотографировались мы в национальных одеждах, выпили какого-то чаю, купили пару шапок и поехали дальше.

Теперь у нас местечко Морай. Опять террасы, сейчас идеально круглые. Как их могли построить инки, которые до прихода испанцев не знали железа, колеса, не имели тягловых животных и письменности? Они это как-то объясняют, на мой взгляд, не очень правдоподобно.

Уже вторая половина дня и мы едем обедать. И вот тут я точно могу сказать, что у меня начинаются проявления горной болезни. Я не могу ничего есть, меня тошнит и ощущение какое-то странное и непривычное. Чего удивляться необычности? Раньше у меня горной болезни не было. С трудом дождавшись окончания обеда, особо даже не распробовав национальный напиток Чича морада из фиолетовой кукурузы, мы поехали в Ольянтайтамбо, а это уже почти на 1000 метров пониже. Всем стало полегче. А еще по дороге мы увидели огромную и красивую радугу. Первую в южном полушарии

По приезде мы были огорошены новостью, что наш обратный поезд поменял расписание и идет на два часа позже. Никто об этом нас и не подумал предупредить, мы сами это увидели случайно, когда не нашли

нашего поезда в расписании. Не то, чтобы мы опаздывали из-за этого на самолет, но планы пришлось поменять и Саксайуман перенести на последний день. Пошли в кассу, хотели узнать «с хрена ли», но мальчик что-то блеял по-английски типа «так сложились обстоятельства». Ладно, хотя бы сегодняшний поезд без изменений, а на обратный нам билеты поменяли. Поезд этот, конечно, та еще штучка. Во-первых, он там единственная дорога, которая ничем не дублируется, и если какие-то горячие головы рельсы разберут, то поселок останется отрезанным, во-вторых, он стоит каких-то негуманных денег (130 долларов туда-обратно за полуторачасовой переезд), в-третьих, при езде его шатает так, что кажется будто мы на корабле. Но люди это все терпят, потому что Мачу-Пикчу на свете один такой.

Приехали мы в этот чудесный городишко уже затемно и не можем понять в чем дело. Когда мы бронировали отель, то, естественно, смотрели сколько от него идти до станции. Был он совсем рядом, в двух шагах. А тут нас посылают куда-то за реку и в гору, а ноги-то не казенные. Разобрались уже позже, что эти гады перенесли вокзал в другое место, и теперь наш отель совсем с ним не рядом. Но ничего, это все мелочи, завтра нас ждет Мачу-Пикчу!!!

21.03.23 Первый рубеж взят.

Такие метания по всему миру не могли пройти бесследно. Где-то вирус я схватила. Горло, насморк, температура небольшая. Но мне большую и не надо, 37,5 и я уже совсем неходяжка, поэтому иммунитету побороться не даю, температуру нещадно сбиваю турецким нурофеном, в этом помогают ранние подъемы, лекарство успевает подействовать.

Билеты мы купили с возможностью зайти в сам комплекс с 6 до 9 утра, то есть быть первыми и не попасть в толпу. Забегая вперед, скажу, что людей на туристических достопримечательностях в Перу сейчас

немного, многих история с перекрытиями дорог и протестами отпугнула. Мы пришли на остановку и прождали автобус целый час, вошли на территорию комплекса на час позже и часто вообще не видели рядом людей, можно сказать повезло.

Пока мы заходим в комплекс и поднимаемся по лестницам с такими высокими ступенями, что даже мне с моими 180 сантиметрами роста было высоковато, а перуанцы ниже нас на голову точно, зачем бы инки строили такие ступеньки? Загадка…

Пока идем, постоянно останавливаемся и снимаем живописные облака на скалах, потом, конечно, когда доходим до основного вида, не можем перестать фотографировать, настолько эта картинка с одной стороны знакома, а с другой стороны невероятна. Денис наш решил, что веревочки в некоторых местах носят рекомендательный характер, переступил через нее и пошел бродить. Это было ошибкой. Сразу прибежал служитель и отправил его на выход. Он в принципе по нижнему городу все равно прошел, иначе там не выйти, но на верхние террасы его не пустили, так что не нарушаем.

А мы поднимаемся еще выше, там мало того, что вид еще лучше, так еще и стадо лам пасется и людей они не особо боятся. В принципе по нижнему городу мы идти не планировали, но дорожка как в Икее пошла-пошла и пришлось обходить и его. Под конец уже шла совсем плохо и мне кое-где открывали веревочки и пропускали меня по короткому пути. Но я все равно была очень счастлива от того, что мы это увидели и прошли.

Возвращаемся в город, времени у нас вагон, потому что поезд позже. Не проходит и часа как мы приехали, как ливанул просто тропический ливень и поливал все вокруг больше часа, но нам уже это было неважно, порадовались, что успели спуститься. Пережидали дождь во французском кафе. Забегая вперед, скажу, что через неделю дожди были настолько сильными, что сошел сель на дорогу и Мачу-Пикчу несколько дней не работал. Проскочили.

В поезде на обратном пути нас ждал модный показ изделий из альпаки. Очень дорого это стоит. Эрисо встречал нас на вокзале, купили их огромную кукурузу, которая продается с кусочком сыра, это как будто замена соли, с которой мы едим нашу кукурузу. Зерна у перуанской раза в 3 больше нашей и цвет белый. Заезжаем на почту за марками, открытки у нас есть из Лимы. Почтовых ящиков на улице не встретишь, почта-то есть не в каждом поселке. Но в Куско есть. Открытки подпишем дома и отправим завтра.

В апартаментах наших прохладно, хозяйка сказала, что в Перу в домах отопления не бывает. Дают только дополнительные одеяла. Что я делаю первым делом после заселения в апартаменты в Куско? Конечно бегу ставить чайник, и не подумайте, что хочу чаю. Время очередного физического опыта. Привезла кулинарный термометр из России. Высота в Куско 3400 метров и вода кипит при температуре 90 градусов, даже чуть меньше, ух ты! Интересно, что у них написано в учебниках физики? А завтра у нас Радужные горы!!!

22.03.23. До слез.

Сегодня у нас по плану Радужные горы. По ним тоже не все так однозначно. Во-первых, есть два места, куда возят на горы: Палакойо и Виникунка. Плюсы и минусы есть и там и там, каждый выберет по своим силам. Нам оптимальнее была Виникунка, потому что там были разные варианты добраться от парковки к панорамным точкам с какой-то помощью. На Палакойо только ножками, но путь ближе. Классический разноцветный холмик – это Виникунка. Там тоже есть варианты в зависимости от того, предпочитаете вы живых коней или механических в качестве помощников. Они стартуют тоже с разных мест. Я посоветовалась с Эрисо и он, видя мои силы, предложил механических помощников, то есть квадроциклы. Надо было подъезжать с другой стороны, и вроде квадрики подъезжают максимально близко к панорамной точке, там пройти совсем чуть.

В 5 утра мы выехали из апартаментов, ехать примерно 4 часа, посредине пути мы позавтракали в заранее оговоренном месте. По дороге проезжали через маленькие деревеньки, видели много людей в национальных одеждах, особенно поражают женщины в нескольких юбках. Эрисо сказал, что одеваются так, чтобы согреться. Окружающие горы, конечно, вызывают массу восторгов и приводят к миллиону фотографий.

Приехали мы на парковку, договорились, сели на квадрики, но уехать не успели, прибыла организованная группа по предварительной договоренности, квадрики были для них. Нам осталось ехать на обычных мотоциклах на заднем сидении, держась за водителя. И все бы неплохо, но моя левая нога не держится на поручне, соскальзывает и болтается снизу, это опасно, конечно. Останавливаемся, думаем. Решаем привязать мою ногу к подставке. Чем привязать? Фатима дала небольшую веревочку, но ее мало. Эрисо проявил недюжинную смекалку и самоотверженность: отдал мне шнурки из своих туфель. Ногу привязали, все равно страшно, но ехать можем, надо ехать быстро, чтобы забраться в гору. Я от страха так вцепилась в своего водителя, что он по приезде хватался за ребра. Наверное, эта дорога была самым страшным приключением всего путешествия.

Прибыли к остановке, горы уже виднеются, но надо немного пройти для лучшего вида. Высота там под 5000 метров, всем не очень, воздуха не хватает, сил нет, Саша подскользнулся на скользкой глине, чуть

не завалились. Доползли на морально-волевых. Очень красиво вокруг, глаз не оторвать. Люди есть, но не сказать, что толпа. Саша сходил за чаем с кокой для бодрости. Идем обратно, на парковке уже люди поняли, что лучше мне с мотоциклами не экспериментировать, выделили квадроцикл. Эрисо сел за руль и вусмерть испачкал свои белые джинсы. На квадрике по-другому нельзя. Когда я стала за все извиняться, он сказал, что это все ерунда, постирает. Я была преисполнена к нему огромной благодарностью, а его отважное поведение растрогало просто до слез. Когда мы ехали с ним обратно на квадроцикле, я расплакалась от облегчения, что я справилась, от радости, что я увидела эти горы, от благодарности ко всем, кто мне помогал. Сейчас пишу, и слезы наворачиваются. Конечно, Мачу-Пикчу круче Радужных гор по значимости, но по эмоциональному отклику у этих гор стопроцентное первое место.

Дальше нам осталась обратная дорога домой, обед в том же месте с очень вкусным супчиком и фиолетовая кукуруза в подарок. Собираем вещи, завтра мы уезжаем дальше.

Надо сказать, что на Радужных горах у меня сильно сгорело лицо, вместо панамки с большими полями я надела шапку, холодно же, кремом намазаться забыла и пожалуйста. Наша Сесилия как увидела мою малиновую физиономию, сразу принесла нам большие куски алоэ вера, наверное, без кожицы, потому что они были влажные. Получается, в Перу ожоги тоже лечат домашними средствами, только не сметаной, а алоэ вера. Мазала ими лицо весь вечер.

23.03.23. План Б.

Сегодняшний день пройдет у нас не так, как было задумано изначально. Протесты в Перу продолжаются и некоторые дороги до сих пор перекрыты, поэтому вместо ночного автобуса до Титикаки с сохранением

высоты нас ждут три перелета Куско – Лима - Санта-Круз – Ла Пас с потерей высоты до нуля и набором снова до 4000, бессонная ночь и путь на Титикаку на заказанном трансфере из Ла Паса. Но из графика мы не выбьемся, все места ночевки по плану, а бессонная ночь и чехарда с высотой, кто на это обращает внимание, ну а про такую мелочь, как дополнительные расходы, даже упоминать не будем.

Из всего этого следует, что на осмотр Куско у нас остается меньше, чем полдня, а у нас еще висит долг по Саксайуману, который мы не смогли посмотреть из-за переноса Мачупикчинского поезда. Но глаза боятся, а руки делают. Выезжаем пораньше, вначале наш дорогой Эрисо везет нас на панорамную площадку Куско, рассказывает, что город похож на Пуму и его части – это части Пумы: голова, сердце, еще что-то было, но мои познания в испанском не на столько глубоки, есть там еще какие-то реки и они на что-то похожи, может на малый круг кровообращения или желудочно-кишечный тракт пумы, этих слов я по-испански не знаю. На панорамной точке статуя Христа в такой узнаваемой позе, похожая сами знаете на Христа в каком городе. Но до оригинала мы доберемся только к концу поездки.

Теперь мчим к Саксайуману, это на окраине Куско, заходим по купленному ранее болето туристико. Смотрим на эти огромные каменные глыбы идеально подогнанные друг к другу и не скрепленные никаким раствором, и прямо верим, что древние инки их как-то построили. Эрисо говорит, что от Саксайумана осталось только 20%, остальное порушили испанцы.

Теперь едем в центр Куско, на Плаца де Армас, там просто атакуют уличные торговцы. Мне не доставило большого удовольствия смотреть на соборы в испанском стиле, построенные на месте разрушенных инкских храмов и частично на их фундаменте. Испанскую архитектуру я с удовольствием посмотрю в Испании, здесь она мне напоминает об очень жестокой и кровавой странице в истории Перу. Времени мало, окинули взглядом площадь и метнулись посмотреть одним глазком на Кориканчу. Опять эта удивительная и невообразимая полигональная кладка, когда камни как будто срослись друг с другом. Пока ходим по Куско, приходим в ужас от того, в каких антисанитарных условиях готовится уличная еда, а люди с удовольствием ее едят. Напитки местные просто продаются в ведрах, из которых их ковшиком зачерпывают. Мы такое попробовать не решились бы никогда, а Денис напитка испил и даже все в порядке с ним потом было.

Захотелось нам еще одним глазком глянуть на местный рынок, я хотела увидеть разные необычные сорта картофеля, но не получилось, на рынке продают всякую фигню вперемешку, ничего не найдешь, скорее в Перу мы видели больше необычной кукурузы, чем картошки. А хлеб в Перу сладкий, нам эти лепешки подавали и к супу, и к мясу, они все сладковатые.

Приезжаем в аэропорт, очень тепло прощаемся с нашим Эрисо, дарим ему матрешку и шоколадку Вдохновение, а он нам всем дарит фигурки лам. Очень теплые остались воспоминания от совместно проведенного

времени. Аэропорт оцеплен полицией с автоматами, тема уличных протестов в Перу еще совсем не закрыта.

Забавно получилось с Фатимой. Она брала в поездку вещи, которые носила и выбрасывала, вот и в Куско она оставила две футболки. Так Сесилия написала нам, что мы забыли футболки и предлагала их отправить на такси в аэропорт. Мы представили, как Фатима идет мимо полицейских с автоматами и забирает свои футболки. Успели отговорить Сесилию от такой идеи.

Прилетаем в Лиму, получаем багаж, потому что перелет брали разными сегментами на случай частичной отмены рейсов, оставляем его в камере хранения и едем на такси в «наш» ресторан. Зарезервировать столик мы не смогли, поэтому едем наобум, договариваемся, что за 2 часа поедим, получаем столик. Еще один, в этот раз точно последний закат над Тихим океаном. Возвращаемся обратно в аэропорт. Разговорились с таксистом, который убежал из Венесуэлы от тамошнего политического режима. Поговорили о диктаторах.

Ночью нам предстоит рейс в Боливию, но это будет уже в следующей части рассказа, иначе отчет получится огромным и нечитаемым.

Пока могу сказать, что Перу оставило в душе очень теплое ощущение и просто огромный восторг от увиденного. Увидимся в Боливии.

Видеоверсия нашего путешествия будет на моем канале в Youtube https://www.youtube.com/channel/UCS0mh7E7gIWQotROz__v0WA