Вот это у вас тут намерзло! Февральская поездка на Байкал. 21-27.02.24.

Мысли о Байкале были в голове, наверное, уже последних лет пять. Но что-то не складывалось все время, пандемии разные и прочие глупости мешали. В этом году все должно был получиться. Билеты на самолет купли почти за полгода, примерно тогда же озаботились конторой, которая нас покатает по льду. Мы, конечно, страшно не любим групповые туры и вот это вот все, но была одна неразрешимая проблема, которая не позволяла поехать самим. Это, конечно, лед. Как по нему ездить, где можно, где нельзя, всякие трещины, торосы и другие страшные слова. Так что пришлось отдаться в руки турфирмы. Наводок у меня никаких не было, только поиск в интернете и своя интуиция. В итоге выбрали мы турфирму Фанаты Байкала. Тур на 5 дней, 4 ночи назывался «Волшебный лед Байкала». 4 ночи живем на острове Ольхон в поселке Хужир в отеле Ольхонские терема, катаемся по озеру на «буханках», смотрим разнообразный лед и наслаждаемся простором, чистым воздухом и приятным обществом.

Группа у нас была 15 человек, как раз в 2 буханки это количество народу помещалось. Тур на человека стоил примерно 45 000 рублей.

Надо сделать небольшое отступление про Байкал. Я в детстве жила в Бурятии и на Байкал мы ездили, но никогда зимой, даже не слышала, чтобы кто-то это проделывал, холодно же. Но посмотрим, что получится.

Естественно, про мороз мы знали, и что одежда наша обычная и обувь не подойдет, понимали. Потихоньку с осени подкупали всем и теплые сапоги, и термобелье, и варежки, а кому-то и куртку. По итогу могу сказать, что одежда вся пригодилась и вся была к месту, в целом не мерзли. В историю про то, что сибирские морозы не ощущаются из-за сухости воздуха, не особо верила и по итогу была права. Если это -32, то так и чувствуется, даже ниже, если ветер

Программой на острове не занимались особо, куда повезут, то и будем смотреть. Был у нас один день свободный, запланировали покататься на коньках по озеру. Кроме Ольхона, забронировали две ночи в Иркутске, чтобы перед вылетом жить в том же городе и не рисковать. На свободный день в Иркутске заказали себе экскурсию, чтобы посмотреть исток Ангары. Поехали уже!

21.02.24 Так это вот так у вас холодно!!!

Летели мы авиакомпанией Сибирь, там все по классическому варианту: народ экономит на багаже, прут все в ручную кладь, полки забиты, все ругаются. Но как-то разместились. Лететь больше 5 часов, 1 раз кормили. Миша был просто счастлив от того, что питание принесли ему первым, плюс дали мешочек с играми. Спали плохо, конечно. Позабавила информация о транзите пассажиров. Почему можно лететь из Москвы в Улан-Удэ через Иркутск я еще могу понять, а вот что за странные люди летели из Москвы в Санкт-Петербург через Иркутск, я не знаю, но такой транзит объявляли.

Хочу обратить внимание на то, как в Иркутске с понятием «Доступная среда». Одним словом – никак. В Иркутске люди с ограниченными возможностями сидят дома, попасть им никуда нельзя, пандус – это редчайшее исключение. Туалетов для лиц с ограниченными возможностями нет тоже, да и зачем они, к примеру, в иркутском аэропорту, если в туалет ведут два пролета лестницы с крутыми ступенями? Как инвалид в туалет попадет? На Байкале, естественно, я не видела никого на коляске, я-то с палочкой была удивительным явлением.

Аэропорт в Иркутске маленький, тесный, в туалет очередь. Да, по прилете нам сообщили погоду: -32. Ни хо-хошеньки. Мы пока одеты не очень тепло, чтобы не упариться в самолете, а переодеться времени нет. Сразу встречает наш гид, сажает в микроавтобус, и мы выдвигаемся в город, чтобы собрать по отелям тех, кто прилетел раньше. И сразу стартуем к переправе через Байкал. Небольшие вылазки к каким-то незначительным объектам и в туалет пугают тем холодом, который на улице. Еще замечаем, что на всех остановках много туристов, куча буханок и Газелек.

Останавливаемся на обед в придорожном кафе, заказываем традиционные бурятские бузы, на мой вкус хинкали вкуснее. Перед переправой пересаживаемся с микроавтобуса в 2 буханки и по озеру теперь будем ездить на них. И вот он этот лед, пока еще заметенный снегом, но и сейчас уже очень красивый. Доезжаем до гостиницы, пока едем, приходит сообщение из турфирмы о том, что в отеле холодно и перебои с электричеством, на котором держится отопление. Весело, ничего не скажешь. Бред про то, что мы вас согреваем теплом наших сердец, ничего кроме раздражения не вызывает.

Ладно, с этим разберемся позже. Сейчас быстро утепляемся и едем на закат в скале Шаманка. Культовое место, на скалу входить запрещено, какие-то легенды нам рассказывают, сейчас уже не упомню. Главное, что я запомнила, вся мифология кровавая и с плохим, желательно мучительным, концом. Но мы люди православные, на все эти обряды смотрим с интересом, но в них не участвуем, ленточек на столбы не вяжем. Смотрим на восхитительный оранжевый закат сверху, самые крепкие телом и духом идут вниз пешком, а мы едем домой на такси. Ужинаем в столовой и падаем спать. Первый день закончен. Посмотрим, что будет завтра.

22.02.24 Вот это вы тут наплескали!

Ночью свет отключали, а соответственно и отопление, было холодно, я укрылась всем возможным, в руки взяла грелку, которая на воздухе нагревается, но она маленькая, с пол-ладошки. Плюс еще полночи спать не хотелось, 5 часов разницы во времени это вам не ерунда. Пришли на завтрак, кормили в целом неплохо. Почти сразу выезжаем. Немного едем по поселку Хужир, в котором мало деревьев и снега. На лед выезжаем сразу за табличкой «Выезд на лед запрещен». Водитель поясняет нам, что по льду можно ездить только в месте официальной переправы. Все нарушают, штраф за это 5000 рублей, но ГАИшников не видно.

Вопрос с туалетом решается словами «Лучше потерпеть» В принципе на льду есть несколько точек с уличными туалетами, но чистоту этих туалетов можно себе представить, плюс мороз 30 градусов. Но что я все о земном. Вокруг сумасшедшая красота, лед под колесами голубой и прозрачный, очень красиво вокруг.

Приезжаем мы к первому месту с наплесками. Когда Байкал встает, это не происходит одномоментно, где-то уже лед, а где-то вода, в небольших гротах у берега вода застывает как бы сосульками, получаются ледовые пещеры. Очень красиво на это посмотреть, одна проблема – полно народу, ни один наплеск толком вы не снимете без людей в кадре. Ездили бы мы сами, мы бы выезжали на 2 часа раньше, чтобы всю эту толпу обогнать, но мы люди подневольные, у всех график, так что терпим и абстрагируемся. Наплесков у нас будет несколько сегодня, и они уже немного приедаются, к некоторым не выходим.

В районе обеда приезжаем к мысу Хобой, это самый северный мыс Ольхона, там люди построили пирамидки из прозрачных льдинок, но народу вокруг! Буханок 20 стоит на парковке. Мы в этом месте обедаем. Водители наши варят на горелке уху из омуля, а для моих родственников суп с тушенкой, я предупредила, что рыбу у меня в семье ем только я. Уха мне понравилась, не могу сказать, что ум отъешь, но омуль в супе точно мне нравится больше, чем соленый. Едем обратно к Шаманке, смотрим ее снизу, со льда, там как раз фестиваль ледовых скульптур. Ну и опять наплески, куда же без них. Обратила внимание, что сегодня на улице мерзнем меньше, наверное, адаптируемся понемногу.

Сегодня веерное отключение света застигло нас в столовой на ужине, выбираемся с фонариками в номера, где нет ни воды, ни отопления. Да и номера построены так, как строят дома в Сочи. То есть из номера ты сразу попадаешь на улицу, ни коридора, ни прихожей. А на улице этой ночью -35. Сегодня я задумалась, может нам съехать куда-то? Проблема в том, что электричество провели на Ольхон только в 2005 году и мощности крайне скудные. С таким наплывом туристов не справляются. Просто терпим… Обратила внимание, что все очень сильно электризуется, бьемся током постоянно, когда ночью поправляешь одеяло, видно искры.

23.02.24 Где у этого катка бортики?

Сегодня мы чуть-чуть почувствуем себя самостоятельными путешественниками, по плану свободный день, каждый развлекается сам. Но вначале у нас на завтраке официальное поздравление мужчин, прослушивание гимна и получение подарков. Представляю, как удивилась китайская группа, которая завтракала за соседними столами.

А мы договариваемся с водителем машины, который покатает нас сегодня (2000 за час), берем 4 пары коньков в прокат (500 руб за пару в сутки) и едем к самому большому катку – замерзшему Байкалу. Я не катаюсь, сижу в раскладном кресле или в машине. Мои катаются с огромным удовольствием 2 часа. Это такое чудесное ощущение, когда вокруг никого, только огромное ледяное море, и оно все наше. На обед едем в кафе, которое держит семья нашего водителя, оно находится в традиционной юрте. Я ем очень вкусного жареного омуля на обед.

На вечер у нас по программе катание на Хивусе, таком судне на воздушной подушке, которое может проехать там, где буханки не могут. Мы планируем встречать закат в живописном месте. Но пока мы ждем запаздывающий Хивус, Паша одной ногой проваливается в прорубь, которые местные жители делают, чтобы добывать воду. Нога мокрая полностью, хорошо, что сапог остался на месте. Отправляем его в гостиницу на такси, он отогревает ногу под горячим душем, сушит вещи на батарее и даже не простывает. А мы мчимся на этом чудесном агрегате на закат, который сегодня частично в облаках. Пьем ликер из ледяных рюмочек, которые потом разбивает о лед Байкала. Лед под ногами удивительный: темный и прозрачный. Едем по наступающей темноте домой, по дороге видим юрты на льду, в них сидят рыбаки.

24.02.04 Пузырьки, полоски, скалы и поцелуй на прощание

Сегодняшний день тоже посвящен льду. Смотрим его в разных местах и в разном состоянии. Начинаем с пузырьков, когда внутри льда видны поднимающие пузырьки метана от водорослей, для лучшего их проявления на лед льют немного горячей воды. Потом уже и не помню, где мы останавливались и что смотрели. Все было очень красиво и везде мешали другие люди.

К обеду подъезжаем к одному знаковому месту – ступе Просветления. На небольшой горе стоит такая штука, наверное, из камня, что-то там про обряд очищения и просветления. Вокруг нее надо несколько раз обойти, и все у тебя будет прекрасно. Я не пошла к ней. Теперь даже не знаю, чего ждать… Миша слова ступа не знает, он говорил стУпня Просветления. В этом месте обедаем, суп и сладости. Потом еще едем в несколько мест, из запомнившегося: скала с эмблемы Сбербанка перед которой внутри гладкого льда видны крупные льдины.

В конце программы развлечение Поцелуй Байкала. В гладком льду бурятся небольшие лунки, в которые наливают алкоголь, который можно пить из трубочки. Очень забавное действие, а лед там был просто нереально красивый. Почти черный и прозрачный. Организованная культурная программа закончена, едем в гостиницу.

Но у нас остался еще небольшой недобайкалинг, вызываем такси и едем смотреть закат на Шаманке. Оранжевое солнце, очень яркое. В первый раз у меня замерз телефон. Не держала его в руках, а поставила на селфи-палку, и он перестал работать. Отогревался уже дома. Вечером мы не сразу уходим в номера, а после ужина общаемся с попутчиками, есть же и плюсы в групповых турах.

25.02.24 Уезжаем в Иркутск

Почему-то думала, что нас повезут на восход, но этого не случилось, надо было самим организовывать, но восходы на Байкале проигрывают закатам, так что обойдемся без него. Собираемся, выезжаем, там все штатно, за исключением того, что чемодан одного участника загрузили в другую Газельку, и он устроил просто неприличный скандал. Пока едем, водитель ставит нам очень душевное кино про Байкальскую нерпу.

Приезжаем в Иркутск, довозят нас до наших апартаментов. Сняли квартиру в старинном доме, и подъезд прямо на 150 лет выглядит легко. Длинная лестница с крутыми ступенями – это даже не заслуживает упоминания в описании жилья. Иркутск – город молодых и здоровых. У нас в апартаментах из двух кранов течет кипяток, из бачка тоже. На вопрос хозяйке, «в чем дело», она что-то блеет про то, что так бывает и надо подождать, пройдет. И эта хозяйка прислала нам инструкцию на двух листах, как жить в ее квартире. Про странности с водой там ни слова. Справедливости ради, больше такого с водой за два дня не было. И апартаменты неплохие, но поступать так с людьми нельзя.

26.02.24 Жидкая Ангара из твердого Байкала.

Мы уже воробьи стреляные, перед отлетом не приезжаем из другого города, поэтому день в Иркутске мы себе заложили, но в самом городе взгляду зацепиться было не за что, какие-то восстановленные соборы, декабристских мест уцелело мало, на парящую Ангару мы из окна машины посмотрели. На свободный день в Иркутске мы запланировали купить сувениров и съездить в Листвянку, это такой поселок в часе езды от Иркутска на Байкале. Насквозь туристический, но именно в нем находится исток Ангары, а посмотреть на это стоит.

Договорились на индивидуальную экскурсию за 17 300 со всех на Тойота Рав 4. Гида нашего звали Семен, очень много интересного нам он рассказал об окрестностях. Наверное, нам это рассказывала и наш групповой гид Анна, но было это сразу после шестичасового перелета и бессонной ночи, поэтому я все проспала. А тут с удовольствием послушала и про несуществующего Бабра на гербе Иркутска, и про несостоявшийся приезд Эйзенхауэра.

Программа наша начинается с местного аквариума, где собрана вся байкальская фауна, особый восторг, конечно, вызывают нерпы. Залипли на них минут на 10. Дальше по плану у нас канатная дорога к камню Черского с панорамной точкой на исток Ангары. Вот насколько Иркутск нетолерантен к лицам с ограниченными возможностями, но эти подъемники выше всяких похвал. И остановили, и помогли сесть/встать. Немножко надо пройти до камня Черского, люди есть, но терпимо. Встретились несколько китайских групп, у которых просто экстаз при виде нашего Миши. И фотографировали его, и с ним фотографировались. Миша воспринимал это спокойно, как должное. На самой обзорной точке плохо почищен снег и очень скользко, но больше всего бесят люди, которым надо вылезти на самый обрыв и обязательно оказаться у тебя на фотографии. Мы с огромным интересом посмотрели на то, как из замерзшего Байкала вытекает река. Ангара не замерзает отчасти из-за бурного течения, отчасти из-за плотин для гидроэлектростанций.

Теперь мы едем прокатиться на Колесе обозрения, посмотреть на замерзший и занесенный снегом Байкал. Тоже все удобно, кабинку остановили, внутри тепло. Получили удовольствие. Солнце светит уже по-весеннему, хотя мороз за 20 градусов.

Дальше решаем посмотреть на местную обсерваторию, но там все не очень понятно. Огромного локатора, как я себе представляла, там нет. Стоит огромная башня, в ней какая-то линза, не очень понятен механизм, но пришли, поглазели. На саму башню я не вскарабкалась, очень уж высоко, но до панорамной точки дошла и даже в ритуальный гонг ударила.

Мчим обратно в Иркутск, у нас пока сувениры не куплены. Водитель довозит нас до рынка, там закупаемся конфетами местной фабрики Ангара и магнитиками/ручками. Последним усилием заходим на почту, отправляем открытку домой, выбрав ее из крайне скудного ассортимента. И заканчиваем наш день в позной, поедая эти бурятские национальные деликатесы.

27.02.24 Хорошего помаленьку.

Рейс у нас ранний, приехали по морозцу в аэропорт на такси. Позабавили в авиакомпании Сибирь. Теперь, если ты решил взять с собой небольшую ручную кладь, а вещи сдать в платный багаж, то тебя наказывают тем, что на твой маленький рюкзачок лепят оранжевую бирку и ты не можешь положить его на багажную полку, а должен пихать под кресло. А если ты прешь в салон огромный чемодан, то велком на багажную полку с зеленой биркой. Надеюсь, такая дурость у них вскоре закончится.

А мы прилетели без опозданий и даже неплохо доехали домой. Московские -5 показались нам просто жарой.

По бюджету, поездка обошлась нам в 400 тысяч на пятерых со всеми билетами и расходами. Я очень рада, что мы смогли сюда приехать, а главное, теперь у нас у всех есть теплая одежда и поездка в Мурманск за полярным сиянием не выглядит такой безрассудной.

Видеоверсию нашего путешествия можно будет посмотреть на моем канале Youtube "Кому дома не сидится". https://www.youtube.com/channel/UCS0mh7E7gIWQotROz__v0WA